Цели:
познакомиться с биографией писателя;
отметить мастерство автора в изображении природы, в умении «заглянуть» в душу человека и рассказать о его переживаниях;
увидеть мастерство писателя в раскрытии психологических состояний персонажей;
обратить внимание на параллелизм в описании картин природы и душевных переживаний героев;
развивать навыки анализа текста.
Изучение нового материала.
1. Рассказ-справка о Ю. П. Казакове по плану.
Дома вы подготовили краткий рассказ-конспект биографии Ю.П.Казакова. Проверьте себя по приведённому плану. Ничего не упустили?
ПЛАН
1) ю. п. Казаков родился в 1927 году в г.Москве, родители его – бывшие крестьяне.
2) Увлечение музыкой, игра на виолончели, затем на контрабасе.
3) Тяга к литературе. Мечта об известности в области музыки или литературы.
4) Желание к писательству пересилило тягу к музыке.
5) Чтение рассказов, очерков, желание понять, «как они сделаны».
6) Рукописи первых рассказов не сохранены, но, видимо, в них было что-то интересное, и Казакова приняли в Литературный институт.
2. Работа по учебнику.
Задание.
– Опираясь на материалы учебника, ответьте, какой способностью обладают рассказы писателя?
3. Анализ произведения.
Отметьте в тексте строки, описывающие природу.
Задание 1.
– Опишите утро.
– Почему рассердился Яшка?
Задание 2.
Зачитайте строчки, где туман, будто живое существо. («...И туман отступал... смыкался сзади».)
– Что восхищало Володю в Яшке?
– Почему Яшка изменил свое отношение к спутнику?
Задание 3.
Прочитайте диалог мальчиков.
– Чей разговор напоминает вам этот диалог?
Задание 4.
Прочитайте описание утра («Солнце наконец взошло... Рыба гуляла».)
– Как чувствовал себя Володя, оказавшись у омута?
Вывод. Володя, городской житель, проявлял интерес к звукам, к погоде, к свисту, к птицам, и Яшка обстоятельно, немного важно давал ответы на все вопросы.
– Какое чувство испытывал Володя?
Задание 5.
Зачитайте строчки о первом клеве рыбы. («Яшка тотчас с силой подсек... задрожал от ярости». Навыки настоящего рыбака!)
– Составьте примерный план эпизода «Клёв рыбы» (проверить себя вы можете внизу страницы).
Задание 6.
Зачитайте строчки «Поплавок снова качнулся... Яшка привстал... Володя подскочил... “Лещ!”».
– Почему Яшка замер, взглянув на воду? Каковы его первые действия?
– Какое главное правило должен знать спасающий?
Задание 7.
Зачитайте: «Яшка, не отрывая взгляда... Яшка... вдохнул воздух и нырнул...».
– Все ли правильно делал мальчик, спасая утопающего?
– Почему «сейчас не любил он больше Володи» никого?
– Нам понятно, почему плакал Володя, вспомнив, как он тонул; почему же плакал Яшка?
Вывод. «Учиться – всегда пригодится». «Знания в пути не тяжесть...». Знания, полученные от народа, мудрость, помогли избежать несчастья, трагической развязки. Ответственность, которую на Яшку никто не возлагал, он сам чувствовал. Вернуться к месту происшествия и нырять один и второй раз, рискуя своей жизнью... Это надо быть человеком. И каким человеком.
4. Выполните тест
по рассказу «Тихое утро» и отправьте его учителю на проверку в личные сообщения.
1. Жанр произведения:
а) очерк;
б) рассказ;
в) повесть.
2. Композиция произведения:
а) рамочная;
б) ретроспективная;
в) последовательная.
3. В описании Яшки и Володи используется прием:
а) сопоставление;
б) сравнение;
в) противопоставление.
4. Во фразе: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укутана туманом» – используется:
а) сравнение;
б) гипербола;
в) метафора.
5. Яшка разозлился на Володю, потому что:
а) ему пришлось самому копать червей;
б) Володя пошел на рыбалку в ботинках;
в) не дождался благодарности и восхищения.
6. «Никого сейчас не любил он, Яшка, больше Володи, ничего на свете не было ему милее этого бледного... лица», потому что:
а) все было позади;
б) спасая Володю, не струсил;
в) не дал погибнуть человеку.
7. Автор не утаил от читателя:
а) страха и колебаний Яшки;
б) потерю удочки;
в) обиду на Володю.
8. Развязка в произведении:
а) спасение Володи;
б) слезы Яшки;
в) описание омута.
Итог урока.
– Чем отличается поведение Яшки по дороге к реке от поведения Володи?
– Какой из мальчиков вам понравился больше? Почему?
Домашнее задание: по рассказу «Тихое утро» напишите ответ на вопрос: «Почему Яшку можно назвать верным другом». Работу отправьте учителю на проверку в личные сообщения.
ПЛАН (примерный)
1) «...Тут, знаешь, какая глубина?..»
2) «...там осьминоги на дне лежат...»
3) «...он передал одну из них Володе...»
4) «...Яшка... уставился на поплавок...»
5) «Ушла...»