Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Цели:

познакомиться с биографией писателя;

отметить мастерство автора в изображении природы, в умении «заглянуть» в душу человека и рассказать о его переживаниях;

увидеть мастерство писателя в раскрытии психологических состояний персонажей;

обратить внимание на параллелизм в описании картин природы и душевных переживаний героев;

развивать навыки анализа текста.

 

Изучение нового материала.

 

1. Рассказ-справка о Ю. П. Казакове по плану.

 

Дома вы подготовили краткий рассказ-конспект биографии Ю.П.Казакова. Проверьте себя по приведённому плану. Ничего не упустили?

 

ПЛАН

1) ю. п. Казаков родился в 1927 году в г.Москве, родители его – бывшие крестьяне.

2) Увлечение музыкой, игра на виолончели, затем на контрабасе.

3) Тяга к литературе. Мечта об известности в области музыки или литературы.

4) Желание к писательству пересилило тягу к музыке.

5) Чтение рассказов, очерков, желание понять, «как они сделаны».

6) Рукописи первых рассказов не сохранены, но, видимо, в них было что-то интересное, и Казакова приняли в Литературный институт.

 

2. Работа по учебнику.

Задание.

– Опираясь на материалы учебника, ответьте, какой способностью обладают рассказы писателя?

 

3. Анализ произведения.

 

Отметьте в тексте строки, описывающие природу.

 

Задание 1.

– Опишите утро.

– Почему рассердился Яшка?

 

Задание 2.

Зачитайте строчки, где туман, будто живое существо. («...И туман отступал... смыкался сзади».)

 

– Что восхищало Володю в Яшке?

– Почему Яшка изменил свое отношение к спутнику?

 

Задание 3.

Прочитайте диалог мальчиков.

– Чей разговор напоминает вам этот диалог?

 

Задание 4.

Прочитайте описание утра («Солнце наконец взошло... Рыба гуляла».)

 

– Как чувствовал себя Володя, оказавшись у омута?

 

Вывод. Володя, городской житель, проявлял интерес к звукам, к погоде, к свисту, к птицам, и Яшка обстоятельно, немного важно давал ответы на все вопросы.

 

– Какое чувство испытывал Володя?

 

Задание 5.

Зачитайте строчки о первом клеве рыбы. («Яшка тотчас с силой подсек... задрожал от ярости». Навыки настоящего рыбака!)

 

– Составьте примерный план эпизода «Клёв рыбы» (проверить себя вы можете внизу страницы).

 

Задание 6.

Зачитайте строчки «Поплавок снова качнулся... Яшка привстал... Володя подскочил... “Лещ!”».

 

– Почему Яшка замер, взглянув на воду? Каковы его первые действия?

– Какое главное правило должен знать спасающий?

 

Задание 7.

Зачитайте: «Яшка, не отрывая взгляда... Яшка... вдохнул воздух и нырнул...».

 

– Все ли правильно делал мальчик, спасая утопающего?

– Почему «сейчас не любил он больше Володи» никого?

– Нам понятно, почему плакал Володя, вспомнив, как он тонул; почему же плакал Яшка?

 

Вывод. «Учиться – всегда пригодится». «Знания в пути не тяжесть...». Знания, полученные от народа, мудрость, помогли избежать несчастья, трагической развязки. Ответственность, которую на Яшку никто не возлагал, он сам чувствовал. Вернуться к месту происшествия и нырять один и второй раз, рискуя своей жизнью... Это надо быть человеком. И каким человеком.

 

4. Выполните тест

по рассказу «Тихое утро» и отправьте его учителю на проверку в личные сообщения.

 

1. Жанр произведения:

а) очерк;

б) рассказ;

в) повесть.

2. Композиция произведения:

а) рамочная;

б) ретроспективная;

в) последовательная.

3. В описании Яшки и Володи используется прием:

а) сопоставление;

б) сравнение;

в) противопоставление.

4. Во фразе: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укутана туманом» – используется:

а) сравнение;

б) гипербола;

в) метафора.

5. Яшка разозлился на Володю, потому что:

а) ему пришлось самому копать червей;

б) Володя пошел на рыбалку в ботинках;

в) не дождался благодарности и восхищения.

6. «Никого сейчас не любил он, Яшка, больше Володи, ничего на свете не было ему милее этого бледного... лица», потому что:

а) все было позади;

б) спасая Володю, не струсил;

в) не дал погибнуть человеку.

7. Автор не утаил от читателя:

а) страха и колебаний Яшки;

б) потерю удочки;

в) обиду на Володю.

8. Развязка в произведении:

а) спасение Володи;

б) слезы Яшки;

в) описание омута.

 

Итог урока.

 

– Чем отличается поведение Яшки по дороге к реке от поведения Володи?

– Какой из мальчиков вам понравился больше? Почему?

 

Домашнее задание: по рассказу «Тихое утро» напишите ответ на вопрос: «Почему Яшку можно назвать верным другом». Работу отправьте учителю на проверку в личные сообщения.

 

 

ПЛАН (примерный)

1) «...Тут, знаешь, какая глубина?..»

2) «...там осьминоги на дне лежат...»

3) «...он передал одну из них Володе...»

4) «...Яшка... уставился на поплавок...»

5) «Ушла...»

Урок 56. Юрий Петрович Казаков. Рассказ "Тихое утро"

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru