Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

1) повторить правила составления содержания сочинения;

2) воспитывать любовь к красивой и грамотной устной и письменной речи;

3) развивать способность грамотно передавать услышанные или прочитанные рассказы.

 

 

Сегодня вам предлагается побывать в роли репортёров и журналистов. Вы попробуете сами создать статью для школьной стенгазеты, и только от ваших усилий зависит, интересной она получится или нет. Часто журналисты передают в своих материалах рассказы, услышанные ими от интересных людей. При этом подобного рода работа очень сложна: ведь необходимо не только точно передать услышанное, но и создать у читателя подобающее настроение, впечатление, будто это он сам говорил с человеком. Такая работа называется рассказом на основе услышанного.

На сегодня наша с вами задача – понять, чем же рассказ на основе услышанного кардинально отличается от других типов сочинения, и попробовать написать такой рассказ.

 

Работа по теме урока.

 

Задание 1 (Упражнение 577).

Прочитайте текст. Что можно узнать из предисловия к рассказу, представленного в первом абзаце? Что становится ясным из его заключительной части? Что мог бы рассказать герой произведения? Озаглавьте рассказ, найдите в тексте глаголы изъявительного наклонения.

 

I. Это дерево всегда стоит теперь перед моими глазами. Его необыкновенную историю рассказал мне старый крестьянин в маленькой подмосковной деревушке.

- Когда я был ещё совсем мальчишкой, - начал старик, - мой отец…

 

II. С тех пор прошло много лет. Красавец тополь опять разросся, обтянулся свежей корой, зазеленел островерхой кроной.

Вот такая история произошла много лет назад в подмосковной деревне.

 

 

Рассказ о Сталинградском тополе.

 

Во время Сталинградской битвы на этой площади проходили ожесточенные бои. С 15 по 27 сентября 1942 года здесь держали оборону и сражались за нашу свободу воины 13-й гвардейской дивизии. Каждый сантиметр земли был выжжен огнем атак, все вокруг уничтожено взрывами снарядов и бомб.

Весной 43-го года, расчищая центральную площадь города от обломков зданий и последствий разрушительной, варварской войны, обнаружили живое маленькое деревце. Среди пепелища и развалин города уцелел лишь этот тополь. Той же весной, тополь зазеленел, символизируя торжество жизни над смертью. Он был живым свидетелем ужасов великой войны.

После окончания Великой Отечественной Войны, в 1945 году, тополь стал свидетелем первого парада Победы на Площади Павших Борцов. Дерево стало не только символом мужества и стойкости, но и символом Великой Сталинградской победы.

 

Таким образом, мы подошли к важной части любого сочинения, а тем более будущего газетного материала – к составлению плана.

План будет сложнее, чем при описании предмета или действия, он включает в себя больше пунктов, чем включал бы при простом описании. Прежде всего, необходимо развернутое вступление, в котором бы пояснялось, от кого был услышан рассказ, когда и в каких условиях, о чём будет дальнейшее повествование.

 

Задание 2.

Прочитайте. Какая часть из прочитанного является введением к рассказу? Что в нём говорится? О чём может быть последующий рассказ?

 

На утренник, посвящённый Дню Победы, мы пригласили Зинаиду Константиновну Иванову.

В войну она была связисткой, дочерью полка: на фронт попала в 1942 году, когда ей было всего-навсего 14 лет, служила в 377-й дивизии! В солдатских сапогах, с тяжелым карабином на одном плече, с катушкой и телефоном – на другом, она прошагала всю войну до Победы. У Зинаиды Константиновны много боевых наград.

- Расскажите, пожалуйста, когда и за что вы получили свою первую награду, - попросили мы нашу гостью.

И Зинаида Константиновна начала рассказывать… («Правда». №17. 1991)

 

Следом за введением обычно идёт основная часть рассказа, передающая суть повествования. Но она тоже должна иметь определённые части, чтобы быть достаточно интересной читателям, слушателям. Рассказ должен включать в себя вводную часть, основную часть, кульминацию и развязку или вывод. После того как рассказ будет завершён, следует завершение или вывод всего сочинения, в котором передается чувство автора, его эмоции и отношение к рассказанному.

 

Таким образом, план рассказа на основе услышанного может выглядеть следующим образом.

 

План:

1. Введение. Описание рассказчика, тема дальнейшего повествования.

2. Основная часть.

а) вводная часть;

б) развитие событий;

в) кульминация;

г) развязка.

3. Вывод всего сочинения.

 

Теперь, когда план сочинения мы построили, необходимо уточнить некоторые моменты. Для того чтобы не возникало пробелов или недостатков в рассказе, необходимо записывать хотя бы основные моменты того, о чём рассказчик повествует. Ни в коем случае нельзя изменять факты, которые сообщил рассказчик, или заменять их своими рассуждениями!

А вот написать про свои мысли в заключительной или вводной части сочинения не только можно, но и желательно – таким образом ваш рассказ станет интереснее, увлекательнее. Чтобы было интересно читать ваше сочинение, необходимо подумать заранее, какие именно части рассказа обязательно надо включить в сочинение, а какие лучше вырезать.

Если вы берете интервью, старайтесь внимательней относиться к собеседнику: не перебивать его, не сидеть со скучающим лицом. Если вам что-то непонятно, в конце рассказа можно попросить кратко повторить непонятное или уточнить тот или иной факт, но только после того, как рассказчик закончит.

Ученики прослушивают записи рассказов учителей. Поощряется записывать важные предложения, делать пометки. Таким образом, у каждого из учеников на столе должен лежать черновик. После прослушивания ученикам предлагается составить индивидуальный план сочинения.

 

Подведение итогов.

 

Может ли являться хорошей работой следующее сочинение?

 

Эту историю мне рассказал один друг со двора.

- Как-то раз мы играли во дворе и нечаянно выбили мячом окно. Выбили и спрятались. Вышел хозяин разбитой рамы – а во дворе никого нет. Смеха тогда было!

 

Не будем сейчас обсуждать поступок героя, а рассмотрим данное сочинение как рассказ.

- Чего в нем не хватает?

Нет хорошей, понятой завязки,

основная часть слишком сжата

и не изобилует художественными подробностями.

Нет выводов – ни в самом рассказе, ни в сочинении.

- Нет ли неполных, недостающих фрагментов, мешающих пониманию данного текста?

- Какими частями можно было бы дополнить рассказ?

 

 

 

Домашнее задание: дописать начатое на уроке сочинение.

Урок 195. Развитие речи. Рассказ на основе услышанного.

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru