Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Самостоятельная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»

 

Работу выполнить на двойных тетрадных листах. Обязательно оформить титульный лист, где указать тип работы, класс, фамилию и имя.

Оценивание работы:

«3» - выполнено три блока заданий без ошибок или есть негрубые.

«4» - выполнено четыре блока заданий без ошибок или есть негрубые.

«5» - выполнено пять блоков заданий без ошибок или есть негрубые.

 

1-й блок «Виды сложноподчиненного предложения. Теоретический раздел».

Запишите в листе ответов информацию, которая пропущена в таблице.

Образец ответа: 1. Определительные, который

Виды придаточных

Виды придаточных

На какие вопросы отвечают

Союзы, союзные слова

Смысловые значения (что уточняют, дополняют, на что указывают в главной части)

1.

Определительные

?

который

?

2.

Изъяснительные

?

что, как и др.

Уточняют, что сказали, подумали или почувствовали, услышали герои в главной части

Обстоятельственные:

3.

?

?

?

Указывают на время протекания действия в главной части (одновременность, разновременность)

4.

Места

?

?

?

5.

Условия

?

если, когда = если, раз

?

6.

Сравнения

как? подобно чему?

?

?

7.

?

?

?

Уточняют, вопреки каким обстоятельствам произошло то, о чем говорится в главной части

8.

Причины

почему? по какой причине? отчего?

?

?

9.

?

?

?

Указывают на результат, следствие, итог того, о чем говорится в главной части

10.

Образа действия

?

?

?

11.

?

?

?

Обозначают степень действия, признака, названного в главной части

12.

Цели

?

?

?

 

2-й блок «Виды сложноподчиненного предложения. Практика».

Определить вид придаточной части в сложноподчиненном предложении. Образец ответа: 1. Времени.

1. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других.

2. Мы не спросили, чего он боится.

3. У казака такой конь, что сам везде знает дорогу.

4. Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов.

5. На заре Звенигород звенит, будто пчелы обновляют соты.

6. Аня перекинула косу за плечо и вдруг покраснела так, как умеют краснеть пятнадцатилетние девушки.

7. Мы устремились туда, откуда были слышны голоса.

8. Аптека находится почти у края города, так что аптекарше далеко видно поле.

9. Обо всем он говорил по-своему и настолько хорошо, что это запоминалось на всю жизнь.

10. Трудился крестьянин в поле так, что пот градом с него катился.

 

3-й блок «Типы подчинения».

Переписать предложения. Расставить знаки препинания. Определить тип подчинения в данных предложениях.

1. Князь редко оставлял Ирэн одну в обществе когда же светские обязанности разъединяли их следил за ней глазами в которых сквозила странная настороженность и тоска.

2. Что именно находилось на куче решить было трудно потому что пыли на ней было в изобилии.

3. Приятно слышать как злится вьюга и как воет ветер по старым дуплам.

4. Монетки осени так промерзли или подсохли что слышно как в трепете друг о друга стучат.

5. Писатель если он есть нерв великого народа не может быть не поражен когда поражена свобода.

 

4-й блок «Графический практикум».

Составьте схемы предложений. 

Ответ запишите в следующей форме: 1. (Схема)

 

1. Ивану Петровичу казалось, что чайные розы, которые он сам прививал к кустам шиповника, удались ему совершенно исключительно

 

2. Оставив солдат рассуждать о том, как татары ускакали, когда увидели гранату, я вместе с ротным командиром отошел в сторону

 

3. Ему показалось, что никогда он еще не слышал, чтобы ветер свистел и выл так злобно

 

4. Я стоял в воде на четверть выше ступни и не знал, куда деться, что делать

 

5. Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений

 

6. Хотя к этому располагал рассказ, я вопроса о том, что такое музыка и что к ней приводит, не ставил

 

7. Девочка знала, что между отцом и матерью была ссора, что мать не могла быть весела, что отец должен знать это, что он притворяется, спрашивая об этом так легко

 

8. Если попадется поляна в окружении позолотевших берез, можно полежать на мягкой траве, где по-летнему пригревает солнце

 

9. Как ни возбуждала весть, которую я нес домашним, на душе у меня было неспокойно

 

10. Рассказать об этом человеке хотелось так, чтобы придерживаться фактов и чтобы было интересно

 

Ответ запишите в следующей форме: номер предложения и нарисуйте соответствующую ему схему.

 

5-й блок «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении».

Выписать цифры, на месте которых следует поставить запятые.

1. Венеция по-прежнему оставалась второй – после Парижа – культурной столицей Европы (1) куда съезжались литературные (2) сценические (3) и светские знаменитости (4) прославленные красавицы (5) авантюристы (6) путешественники (7) ученые и любители искусства.

2. Ранние библейские пророки полны решимости (1) преобразовать общество (2) которому необходимо измениться (3) чтобы выполнить (4) свое высокое божественное назначение.

3. К ним (часам) все так привыкли (1) что (2) если бы они пропали (3) как-нибудь чудом со стены (4) грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь.

4. Человек меняется (1) и (2) чтобы представить себе логику поступков литературного героя или людей прошлого (3) надо представлять себе (4) как они жили, какой мир их окружал.

5. Он (Пьер) узнал (1) что (2) когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене (3) он был не более свободен, чем теперь (4) когда его запирали на ночь в конюшню.

6. Вся моя мысль в том (1) что (2) ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу (3) то людям честным надо сделать (4) только то же самое.

7. Егор Иванович третий час вел нас по тайге (1) и (2) чтобы не заблудиться (3) время от времени поглядывал на компас (4) хотя и без него старик всегда умел выбирать правильное направление.

8. Занавес опустился (1) и (2) когда в зале зажегся свет (3) то стало видно (4) насколько взволнованы лица зрителей.

 

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru