Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Сочинительные союзы.

Употребление сочинительных союзов в речи.

Наша задача сегодня - подробно рассмотреть сочинительные союзы, на какие разряды по значению они делятся; посмотреть, как действуют союзы в ху­дожественных произведениях, какую роль они играют, каково их значение в тексте.

 

Сочинительные союзыявляются служебной частью речи.

Они служат связующим звеном, соединяя как части сложного предложения, так и его однородные члены.

Следует помнить, что сами союзы не могут являться членами предложения.

 

По типу связи в предложении союзы делятся на несколько групп. Так в учебниках по русскому языку выделяют три:

  1. Соединительные;
  2. Противительные;
  3. Разделительные.

Но подобное деление неточное. Некоторые из них бывает трудно отнести к какой-то одной их них. Поэтому языковеды выделяют большее количество групп.

 

Мы подробно рассмотрим только четыре группы.

1. Соединительные союзы, которые используются в сложносочиненном предложении или при однородных членах предложения: и, да (в значении "и"), да и, ни-ни, тоже, также. Одиночные соединительные союзы при однородных членах не требуют постановки запятой. Во всех остальных случаях (в сложносочинённом предложении или при повторении союза) в пределах группы однородных членов предложения просто необходима постановка запятой. При повторении одного и того союза в группе однородных членов запятая начинает ставиться перед вторым употреблением союза.

2. Противительные союзы - а, но, да (=но), зато, однако. Они противопоставляют один вариант другому, например: Я пошел гулять, но дождь меня прогнал.

3. Разделительные союзы - или, либо, то-то, не то - не то, то ли - то ли. Эти союзы также предоставляют выбор вариантов. Например: Мы будем сегодня готовить картофельное пюре с котлетой или макароны с гуляшом? На улице не то дождь, не то снег.

4. Сопоставительные союзы в основном являются двойными или составными. Это: как..., так и; не только..., но и; не столько..., сколько; не так..., как; хотя и..., но; не то что (бы)..., но (а); если не..., то. Примеры: Я очень люблю гулять как в хорошую погоду, так и под дождём. Хотя и шёл дождь, но солнце продолжало светить.

 

При более подробном изучении и исследовании можно найти целых 7 групп союзов, то есть к известным четырём прибавятся еще три: градационные, присоединительные, пояснительные.

 

Помимо того, что сочинительные союзы делятся по значению, их классифицируют ещё и по строению на простые простые (однословные) (и, как, но), производные (тоже, зато), составные (так как), непроизводные (и, а, но, или), одиночные (однако), повторяющиеся (и... и, ни… ни), двойные (как... так и).

 

Следует подробнее остановиться на правописании производных союзов «зато» и «тоже». Их часто путают с указательным местоимением «то» с предлогом «за» или с частицей «же» и наоборот. В результате союз могут написать в два слова, а местоимение с предлогом или частицей слитно в одно, что, естественно, является грубейшей, но чрезвычайно распространённой ошибкой. Чтобы не ошибиться в написании, следует просто попытаться задать вопрос к «за то» или «зато», и если это сделать получается, значит, перед нами местоимение, и писать его следует в два слова. Например: Я полюбил русский язык уже за то, что великий Пушкин писал на нём. Задаём вопрос: полюбил (за что?) за то.

Вряд ли вы найдете хоть одно художественное произведение без союзов, разве что это какой-нибудь малый жанр -пословица, поговорка, загадка, анекдот. Мы рассмотрим фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения роли в них сочинительных и подчинительных союзов.

 

Употребление сочинительных союзов в речи.

Союзы в былинах.

А тут сели на добрых коней, поехали. Как хвост-то у ней расстилается, А грива-то у ней да завивается. У оратая кобыла поступью пошла, А Вольгин конь да ведь поскакивает. У оратая кобыла грудью пошла, А Вольгин конь да оставается.

Вопросы:

- Из какой былины взят фрагмент? 

- Какова роль союзов во фрагменте?

(Союзы а начинают ка­ждую нечетную строчку. Союзы а создают напевность, неторопливый ритм былины. Кроме того, во всех случаях, исключая первый, этот союз играет роль противопостав­ления.)

 

 

Союзы в поэтических текстах. 

Немного лиц мне память сохранила, Немного слов доходят до меня, А прочее погибло безвозвратно... Но близок день, лампада догорает...

А.С. Пушкин

(Во фрагменте два противительных союза. С помощью союза а третье предложение в составе сложного сопоставляется с первыми двумя, как бы отсекая минувшее. Союз но, начинающий последнюю строку, обрывает размышления, воспоминания Пимена, прерывает паузу обозначенную многоточием.)

 

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут...

А.С. Пушкин

(Повторяющийся соединительный союз иоткрывает первые три строки строфы три предложения с параллельной связью. Этот союз скрепляет мысли, словно нанизывает строчки, усиливает плавность поэтической речи, придает ей легкость, стремительность, усили­вает выразительность речи. Четвертый союз и - внутри последней строки, находится после паузы, обозначенной тире. С его помощью завершается логическая цепочка, следствие которой - выплеск по­этической энергии: и стихи свободно потекут.)

 

 

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

М.Ю. Лермонтов

(В этом фрагменте тоже наблюдается анафора - одинаковое на­чало строк. Союз и тоже встречается четыре раза, но синтаксическая роль его другая. Первый союз соединяет однородные сказуемые, остальные союзы стоят при перечислении однородных подлежащих второго простого предложения в составе сложного. Повторяющиеся союзы и придают строфе плавность, напевность, звучность.)

 

Вывод:

Разнообразна роль союзов в художественных текстах. Они создают последовательность, логичность изложения, создают образ времени, создают ритм, плавность речи и т. д.

 

Перепишите и расставьте знаки препинания.

  1. Дети бегали и по лужайке и по тропинкам и купались и в озере и в речке.
  2. В чистом и прозрачном воздухе нивы и деревья были свежи и красочны.
  3. Орлы подолгу парят в воздухе описывая круги и незаметно теряя высоту плавно снижаются.
  4. Я люблю читать и увлёкшись сюжетом нередко забываю обо всём.
  5. Мои друзья книги и для меня это всегда самый дорогой подарок

 

Решите пунктуационные задачи в предложении. Выпишите сочинительный союз, укажите его тип и значение (повторяющиеся союзы записывайте так: ни ..., ни).

 

Пример:

Ночью шёл дождь, зато уже утром ярко светило солнце.

зато - противительный союз, возмещение того, о чём говорилось в 1-м предложении

 

Иван редко улыбается зато его улыбка всегда действенна.

В лесу то раздавались удары топора то слышался треск падающих деревьев.

Я сел на лошадь и мы выехали за ворота.

 

Тренировочные задания:

 

Группы сочинительных союзов

 

"Союзный дождь"

 

 

Тест для самоконтролья:

 


Домашнее  задание:  

По учебно-методическому комплексу Бабайцевой: § 149  («Теория»),  упражнение  362  («Практика»).

По учебно-методическому комплексу Ладыженской: § 62, упражнения 371, 374.

 

Препищите в тетрадь, вставив пропущенные союзы

В грамматике выделяются следующие разделы: словообразование, морфология __ __ синтаксис. Большая часть имен существительных употребляется в единственном __ __ множественном числе. Но среди существительных есть такие, которые употребляются только в единственном __ __ только во множественном числе. Глаголы бывают совершенного __ __ несовершенного вида.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:
Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru