Наши задачи:
ознакомиться с правописанием гласных в суффиксах глаголов;
уметь пользоваться разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему,
уметь вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекать информацию из различных источников,
проявлять способность к преобразованию, сохранению и ее передаче;
применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни,
проявлять умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Лингвистическая игра «Образование глаголов».
Образуйте глаголы приставочным способом так, чтобы приставка имела конечную с, а корень начинался с буквы с.
Запишите в тетради ПЯТЬ ваших слов.
В этом задании вы получили новые глаголы, и у них изменился вид с несовершенного на совершенный. Но при этом вы соблюдали требования орфограммы «Правописания приставок, оканчивающихся на –з и –с».
У глаголов есть случаи трудного написания других частей слова, суффиксов.
Сегодня мы постараемся разобраться с этой задачей, и в помощь нам придёт учебник.
Работа по теме урока.
Предлагаем познакомиться с теоретическим материалом в учебнике.
Выполните упражнение под знаком «звездочка» на с. 135, а затем сравните свой вывод с правилом в учебнике.
Применение полученных знаний в практической работе.
Задание 1.
Выполните упражнение 579. Следуйте образцу из правилу №48.
Образец: раскрашиваю – раскрашивать. Выделите суффиксы.
Задание 2.
Выполните упражнение 580. Только теперь вы будете изменять глаголы следующим образом:
Запишите рядом с неопределённой формой глаголов форму прошедшего времени единственного числа.
Следуйте образцу: раскрашивать – раскрашивал. Выделите суффиксы.
Контрольное задание (на оценку).
– Запишите, объясняя орфограммы по образцу: рассказывать (рассказываю). Подчеркните орфограмму и выделите суффикс и в скобках окончание глагола.
Работу сфотографируйте и отправьте учителю на проверку.
1. Он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять команд..вать.
2. Манилова проговорила, что он очень обрад..вал их своим приездом.
3. Пришлось ему в поле ноч..вать.
4. Я приказ..вал лодке причалить к берегу и сам шел подкрад..ваться к осторожной птице.
5. Застучал дятел по елке, закл..вал дрозд по рябине.
6. Тихон вылавл..вает их, склад..вает на берегу, а речушка несет все новые и новые поленья.
Подведём итоги.
- Над какой орфограммой мы сегодня работали?
- В каком случае в суффиксе глагола мы пишем –ова- (-ева-), а в каком –ива- (-ыва-)?
- Какие затруднения были у вас при выполнении заданий?
- Как вы их преодолевали?
Лингвистическая загадка.
Устно образуйте глаголы несовершенного вида от следующих глаголов.
Выиграть, выписать, засеять, покрыть, признать, приурочить, прочитать, развеять, раздать, рассеять, расхвалить, создать.
Домашнее задание: §98. Упражнение 581