Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

формировать представления о жизни и творчестве выдающегося французского писателя-реалиста Проспера Мериме;

тематике и своеобразии его новеллистического творчества, жанре новеллы;

владеть навыками анализа произведения;

выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства.

 

 

 

Молоды опенки, да черви в них.

Русская народная пословица

Знакомство с биографией и творчеством Проспера Мериме.

 

Имя Проспера Мериме принадлежит мировой литературе. Он вместе со Стендалем и Бальзаком является основоположником реалистического направления в литературе XIX века. Мериме заложил основы для развития реалистической драматургии и новеллистики. Им написано множество произведений самых разных жанров: рассказов, повестей, драм, исторических романов, несколько произведений по истории Греции, Рима. Самыми известными новеллами являются «Маттео Фальконе», «Кармен», «Таманго», «Коломбо». Известен огромный интерес писателя к изучению литератур других народов. Проспер Мериме одним из первых оценил достоинство русской литературы и овладел языком, чтобы читать в подлиннике Пушкина и Гоголя. Был большим почитателем таланта А. С. Пушкина.

Помимо оригинальных произведений Мериме, в его литературном наследии важное место занимают переводы на французский язык. Например, из русской литературы он перевел на французский язык несколько произведений Пушкина («Пиковая дама», «Цыганы», «Выстрел»), пьесу «Ревизор» Гоголя, рассказы Тургенева («Призраки», «Собака», «Странная история» и др.). Проспер Мериме написал также статьи о Пушкине, Гоголе, Тургеневе.

Новелла «Маттео Фальконе» была создана в 1829 году, которая вошла в его первый сборник под названием «Мозаика». Интересный факт: в том же 1829 году новелла была переведена на русский язык великим русским писателем... Кем, как вы думаете? Н. В. Гоголем. Вопросы, поставленные в новелле, до сих пор обсуждаются и не получают однозначного ответа. Что это за вопросы? Попробуем их сформулировать, ведь новелла должна быть вами уже прочитана.

 

Изучение нового материала.

 

Задание 1.

Ответьте на вопросы (при выполнении задания обратитесь к «Краткому словарю литературоведческих терминов» и статье о биографии писателя на стр. 228 – 229):

 

– Что такое новелла?

– Чем новелла отличается от рассказа?

– В чем заключается своеобразие новеллистики Проспера Мериме?

 

Задание 2.

Описание природы в новелле и ее роль в раскрытии характеров героев.

 

– Найдите описание природы в тексте новеллы. Прочитайте.

– В реалистическом или в романтическом ключе описана природа?

– Какова роль природы в раскрытии характеров героев?

 

Задание 3.

Общий анализ новеллы.

 

– Каким человеком в начале новеллы описывает главного героя Маттео Фальконе автор?

– Где и когда происходят события, описанные в новелле? Важно ли это для понимания характеров героев?

– Что значит быть корсиканцем?

– По каким законам живут эти люди?

– Каково ваше отношение к поступку мальчика?

– Как вы относитесь к тому, что отец убил сына?

– Кто виноват в смерти десятилетнего мальчика?

– Кто же он, Маттео Фальконе, герой или убийца?

– Почему новелла называется «Маттео Фальконе»? Какое название новелле дали бы вы? Обоснуйте свой ответ.

 

Задание 4.

Анализ эпизода «Разговор Фортунато с сержантом Гамзой».

 

Вопросы:

– Какие события предшествовали этому разговору?

– Понятны ли намерения Фортунато в начале разговора?

– Как вел себя Фортунато с полицейскими?

– Кто такой Гамба? Как изменяются его речь и поведение в ходе беседы с Фортунато?

– Почему Гамба использует разные уловки, чтобы разоблачить Фортунато?

– Какой «запрещенный» прием применяет Гамба, чтобы узнать правду от десятилетнего мальчика?

– Что соблазнило Фортунато, подтолкнуло его к предательству?

– Как автор «готовил» читателя к тому, что мальчик способен к совершению подлого поступка?

– Какое место занимает эпизод «Разговор Фортунато с сержантом Гамбой» в новелле?

 

Контрольное задание (на оценку).

 

Ответ запишите и отправьте учителю на проверку (вы можете записать устный ответ на аудио, но учтите, что ответ должен быть связным, логически верно построенным и, обязательно, грамотным, без речевых ошибок).

 

Какое выражение из четырёх предложенных вы выбрали бы в качестве эпиграфа к уроку.:

 

«Ум не имеет цены, а воспитание – предела» (адыгейская пословица),

 

«По заслугам и честь» (русская народная пословица»),

 

«Молоды опенки, да черви в них» (русская народная пословица),

 

«Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера» (Франсуа де Ларошфуко)?

 

Итог урока.

 

– Итак, мы убедились в том, что Проспер Мериме как автор в одной небольшой по объему новелле поставил много трудных вопросов, среди которых следующие: «Кто виноват в смерти мальчика?», «По каким законам следует судить Маттео?», «Кто он, Маттео Фальконе, герой или убийца?» и др. Очевидно то, что трагическая история десятилетнего Фортунато никого не оставила равнодушным. Важно и то, что вы постарались понять Маттео Фальконе, его натуру сильного волевого человека, который был ранен в самое сердце, узнав о предательстве сына. Автор не скрыл от нас конфликта героического и низменного в жизни людей. Проспер Мериме как бы поставил нас лицом к лицу с действительностью, в которой есть место и лживому обману, и коварству, и предательству. Анализировать поступки, размышлять о случившемся, объяснять происходящее нам, читателям. Надеюсь, что новелла «Маттео Фальконе» – первая из прочитанных книг Проспера Мериме, но не последняя. Обратите внимание на плакат, подготовленный для вас учителем, – «Советуем прочитать...». Читайте книги великого французского писателя Проспера Мериме!

 

 

 

Домашнее задание: Новеллу дочитать. Ответить на вопросы 3 – 4 стр. 244. Читать 24 и 25 главы романа М.Твена «Приключения Гекльберри Финна».

Урок 93. Проспер Мериме. Новелла "Матео Фальконе". 
Превосходство естественной, "простой" жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами.

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru