Наши задачи:
Углубить знания о глаголе, об особенностях функционирования глаголов в речи,
отработать умения правильно писать личные окончания глаголов;
совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.
Инструкция к уроку.
Выполните задания урока. Сфотографируйте работу и отправьте учителю на проверку в личные сообщения.
Вспомним ранее изученное.
Сегодня мы вновь возвращаемся в страну Морфологию. А сегодня на уроке мы начнем знакомство с удивительной частью речи, но сначала вспомним, что мы уже знаем об этой стране.
– Что такое часть речи?
– В каком разделе науки о языке изучаются части речи?
– На какие группы делятся части речи?
– Назовите самостоятельные части речи.
– Выделите в них именные части речи.
– С какими частями речи мы еще мало знакомы?
Рассмотрите блок-схему и скажите, о какой части речи в ней говорится?
1. Обозначает действие или состояние.
2. Отвечает на вопросы что делать? что сделать?
3. Изменяется:
– по лицам (1-е, 2-е, 3-е лицо);
– числам (ед. ч., мн. ч.);
– временам (наст., прош., буд. время);
– родам в прошедшем времени (м. р., ж. р., ср. р.).
4. Может быть:
– изъявительного, условного, повелительного наклонения;
– совершенного, несовершенного вида;
– переходным, непереходным.
5. В предложении чаще всего бывает сказуемым.
Сформулируйте и запишите вывод о роли глаголов в речи.
Опираясь на данную блок-схему, запишите «Я знал…».
Подведём итоги нашего «знакомства» с частью речи:
глагол имеет лицо – 1, 2, 3-е;
время – настоящее, прошедшее и будущее;
вид – совершенный и несовершенный (об этом мы будем говорить более подробно в 7 классе (!);
наклонение – изъявительное, условное и повелительное (7 кл.);
глаголы бывают переходные и непереходные (7 кл.);
в настоящем и будущем времени изменяются по числам.
Задание 1.
Спишите предложения, согласовывая глаголы в скобках с подлежащими:
Он (ездить) каждое лето к бабушке в деревню.
Я (победить) в себе страх и отправился в лес один.
(Класть), пожалуйста, книги на полку.
Если очень (захотеть) – все (мочь).
Неопределенная форма глагола – это начальная его форма.
А как в немецком или английском языках называется начальная форма глагола?
Есть забавная сказка об инфинитиве, написал ее Ф. Кривин.
Послушайте внимательно эту сказку и «переведите» на язык науки.
Смотрит Инфинитив, как изменяются глаголы, и говорит:
– Эх вы, разве так надо спрягаться?
– А как? – спрашивают глаголы. – Ты покажи!
– Я бы показал, – сокрушается Инфинитив, – только у меня времени нет.
– Время мы тебе найдем, – обещают глаголы, – какое тебе: настоящее, прошедшее или будущее?
– Давайте будущее, – говорит Инфинитив, чтоб хоть немного оттянуть время, – да не забудьте про вспомогательный глагол.
– Дали ему вспомогательный глагол.
Спрягается Вспомогательный глагол, только окончания мелькают. А инфинитив и буквой не пошевелит. Зачем ему буквой шевелить, зачем ему самому спрягаться?
Он – инфинитив, у него времени нет.
Задание 2
Выполните упражнений 606 устно.
Задание 3.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая морфемы, в которых есть орфограмма. У глаголов укажите лицо (род), число.
Вдруг н_стала ночь. Раз_грался пустынный ветер на пр_волье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул до небес. Все сл_лось, все см_шалось: земля, воздух, небо превратилось в пучину кипящего снежного праха. (С. Аксаков.)
– Что произойдет с текстом, если изъять все глаголы?
– Какова роль этих глаголов в речи?
Подведём итоги урока.
Составьте схему-помощницу по итогам урока в тетради с опорой на записи, сделанные в тетради ранее самостоятельно.
Узнал(а) новое: …
Знал(а) ранее: …
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
– Как вы их преодолевали?
– Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе.
Выполните инструкцию к уроку.
Сфотографируйте работу и отправьте учителю на проверку в личные сообщения.
Домашнее задание: §106. Упражнение 607.