Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

Углубить знания о глаголе, об особенностях функционирования глаголов в речи,

отработать умения правильно писать личные окончания глаголов;

совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

 

Инструкция к уроку.

Выполните задания урока. Сфотографируйте работу и отправьте учителю на проверку в личные сообщения.

 

Вспомним ранее изученное.

 

Сегодня мы вновь возвращаемся в страну Морфологию. А сегодня на уроке мы начнем знакомство с удивительной частью речи, но сначала вспомним, что мы уже знаем об этой стране.

 

– Что такое часть речи?

– В каком разделе науки о языке изучаются части речи?

– На какие группы делятся части речи?

– Назовите самостоятельные части речи.

– Выделите в них именные части речи.

– С какими частями речи мы еще мало знакомы?

 

Рассмотрите блок-схему и скажите, о какой части речи в ней говорится?

1. Обозначает действие или состояние.

2. Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3. Изменяется:

– по лицам (1-е, 2-е, 3-е лицо);

– числам (ед. ч., мн. ч.);

– временам (наст., прош., буд. время);

– родам в прошедшем времени (м. р., ж. р., ср. р.).

4. Может быть:

– изъявительного, условного, повелительного наклонения;

– совершенного, несовершенного вида;

– переходным, непереходным.

5. В предложении чаще всего бывает сказуемым.

 

Сформулируйте и запишите вывод о роли глаголов в речи.

 

Опираясь на данную блок-схему, запишите «Я знал…».

 

Подведём итоги нашего «знакомства» с частью речи:

 

глагол имеет лицо – 1, 2, 3-е;

время – настоящее, прошедшее и будущее;

вид – совершенный и несовершенный (об этом мы будем говорить более подробно в 7 классе (!);

наклонение – изъявительное, условное и повелительное (7 кл.);

глаголы бывают переходные и непереходные (7 кл.);

в настоящем и будущем времени изменяются по числам.

 

Задание 1.

 

Спишите предложения, согласовывая глаголы в скобках с подлежащими:

 

Он (ездить) каждое лето к бабушке в деревню.

Я (победить) в себе страх и отправился в лес один.

(Класть), пожалуйста, книги на полку.

Если очень (захотеть) – все (мочь).

 

Неопределенная форма глагола – это начальная его форма.

А как в немецком или английском языках называется начальная форма глагола?

 

Есть забавная сказка об инфинитиве, написал ее Ф. Кривин.

Послушайте внимательно эту сказку и «переведите» на язык науки.

 

Смотрит Инфинитив, как изменяются глаголы, и говорит:

– Эх вы, разве так надо спрягаться?

– А как? – спрашивают глаголы. – Ты покажи!

– Я бы показал, – сокрушается Инфинитив, – только у меня времени нет.

– Время мы тебе найдем, – обещают глаголы, – какое тебе: настоящее, прошедшее или будущее?

– Давайте будущее, – говорит Инфинитив, чтоб хоть немного оттянуть время, – да не забудьте про вспомогательный глагол.

– Дали ему вспомогательный глагол.

Спрягается Вспомогательный глагол, только окончания мелькают. А инфинитив и буквой не пошевелит. Зачем ему буквой шевелить, зачем ему самому спрягаться?

Он – инфинитив, у него времени нет.

 

Задание 2

 

Выполните упражнений 606 устно.

 

Задание 3.

 

Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая морфемы, в которых есть орфограмма. У глаголов укажите лицо (род), число.

 

Вдруг н_стала ночь. Раз_грался пустынный ветер на пр_волье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул до небес. Все сл_лось, все см_шалось: земля, воздух, небо превратилось в пучину кипящего снежного праха. (С. Аксаков.)

 

– Что произойдет с текстом, если изъять все глаголы?

– Какова роль этих глаголов в речи?

 

Подведём итоги урока.

 

Составьте схему-помощницу по итогам урока в тетради с опорой на записи, сделанные в тетради ранее самостоятельно.

 

Узнал(а) новое: …

 

Знал(а) ранее: …

 

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе.

 

Выполните инструкцию к уроку.

Сфотографируйте работу и отправьте учителю на проверку в личные сообщения.

 

Домашнее задание: §106. Упражнение 607.

Урок 140. Глагол как часть речи

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru