Наши задачи:
обобщить и систематизировать знания о служебных частях речи;
закрепить навыки написания служебных частей речи.
«Список»
В течение 3 минут запишите всё, что знаете по теме урока. Важно писать всё, что придёт на ум, и как можно больше. Не имеет значения, правильно ли то, что записали, или нет.
– Какие части речи мы относим к служебным?
– Чтобы выяснить роль служебных частей речи, проведём лингвистический эксперимент.
Лингвистический эксперимент.
На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей прозой и печальным предзнаменованием. … Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю.
А. С. Пушкина «Метель»
– Эти строки взяты из повести А. С. Пушкина «Метель», с которой вам ещё только предстоит познакомиться.
– Уберём все служебные части речи и посмотрим, что получилось.
__ дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись __ стучали; всё казалось ей прозой __ печальным предзнаменованием… ___ ___ Владимир выехал ___ околицу __ поле, ____ поднялся ветер __ сделалась такая метель, ____ он ничего __ взвидел. __ одну минуту дорогу занесло; ок-
рестность исчезла __ мгле мутной __ желтоватой, ___ _____ летели белые хлопья снегу; небо слилось ___ землёю.
– Что теряется при удалении из текста служебных частей речи? Нужны ли служебные части речи?
По меткому определению В. А. Богородицкого, предлоги вместе с другими служебными частями речи являются «словечками отношений».
- Чем объясняется такое название?
Они обозначают отношения между словами и предложениями. Частицы вносят дополнительные оттенки в значения слов и предложений.
Служебные части речи значительно уступают по численности самостоятельным, но по частоте употребления превосходят их. Так, в некоторых языках, (например, во французском) предлоги и артикли составляют до 40 % всего текста. Установлено, что среднее количественное соотношение самостоятельных и служебных слов в русском языке 3 : 1.
- Как бы вы объяснили эту закономерность?
Информационный текст.
Поставьте специальный знак в соответствии с вашей точкой зрения:
«__» Служебные части речи отличаются от знаменательных
(самостоятельных) тем, что не имеют конкретного лексического или грамматического значения. Между тем около 25 % речи составляют именно служебные слова и части речи.
«__» Служебные части речи – это предлоги, союзы и частицы. Они не изменяются по роду или времени, не являются отдельными членами предложения. У каждой служебной части речи своя функция.
«__» Предлоги помогают выразить отношение имени существительного, числительного или местоимений к другим словам в предложении. Они уточняют смысл высказывания, связывают слова в предложении и создают обстоятельственные значения. Предлоги всегда находятся перед словом, с которым употребляются. В предложении «Возвращаюсь Красноярска четыре дня задержки рейса» нет предлогов. Но в целом можно расставить их по смыслу: «из» – выражает пространственные отношения, «в» – временные отношения, «из-за» – причину или обстоятельство. Именно грамотное употребление предлогов делает речь грамотной.
«__» Такие служебные части речи, как союзы, связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Союзы бывают подчинительные и сочинительные.
«__» «И», «ни-ни», «также», «тоже», «зато», «но», «или», «однако», «то-то», «либо» – связывают части сложносочиненного предложения.Они делятся по функциям на соединительные, противительные и разделительные. Примером использования противительного союза будет предложение: «Я приехал к ней, но она уже улетела».
«__» «Что», «чтобы», «потому что», «как будто» – все это примеры подчинительных союзов. Они соединяют части сложноподчиненного предложения.
«__» По значению их разделяют на изъяснительные, причинные, временные, целевые, условные, следственные, уступительные и сравнительные. Например, в предложении: «Они небрежно пнули дверь, как будто сюда не ходят приличные люди» – функция союза «как будто» – объяснить, пояснить, указать на то, о чем говорят.
«__» Также функции служебной части речи может выполнять служебное слово. Так, в сложноподчиненных предложениях это относительные местоимения и наречия «который», «где», «кто», «что», «куда», «откуда» и др. – их отличие от союзов в том, что они являются членами предложения.
«__» Частицы также являются служебной частью речи. Они выражают разные оттенки значения в предложении и служат для образования форм слов, например: «Пусть всем будет весело!». Здесь частица «пусть» образует повелительное наклонение глагола «быть». Это формообразующая частица. Также частицы бывают модальными, они могут выражать отрицание, усиление, вопрос, восклицание, сомнение, уточнение, ограничение
и указание.
Первичное закрепление.
1. Выполни упражнение на тему «Правописание предлогов»:
https://learningapps.org/view4725104
2. Выполните упражнения 496, 503
Контроль знаний (на оценку)
Выполните тестовое задание. Ответ запишите в тетради и отправьте учителю на проверку.
А1. В каком предложении нет частицы?
1) Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег. 3) Помочь мне можешь именно ты.
2) У реки сидел лишь один рыбак. 4) Как весело было в парке!
А2. В каком примере выделенное слово пишется слитно?
1) (ЧТО)Б ты делал без меня?
2) Хочу научиться играть в футбол (ТАК)ЖЕ, как Аршавин.
3) Горячей воды не будет (В)СЛЕДСТВИЕ ремонта труб.
4) Зрители собрались в студии (НА)ВСТРЕЧУ с режиссёром фильма.
А3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) По окончани.. передачи; 3) по приезд.. в столицу.
2) узнал впоследстви.. ; 4) Молчи, н.. звука!
А4. В каком предложении НЕ пишется слитно?
1) Ему палец в рот (не)клади.
2) На стуле валялись (не)выглаженные с вечера брюки.
3) (Не)зная броду, (не)суйся в воду.
4) (Не)выученные уроки беспокоили меня.
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
2) Поставьте вопрос, от одного предложения к другому если это удалось, перед нами сложноподчинённое предложение.
3) Вилкой люди стали пользоваться около восьми веков назад, а в России этот столовый прибор появился во времена Петра I.
4) Тихо в спящем доме, и лишь слышится, как где-то шуршит мышь.
А6. В каком примере нет речевой ошибки?
1) По прибытию в гостиницу; 3) пришёл со школы;
2) выяснить о том, как делать задание; 4) оплатить проезд.
Прочитайте текст и выполните задания В1–В3.
(1)До конца XVIII века в целях получения энергии пользовались только водяными двигателями. (2)Для того чтобы промышленность могла развиваться, необходимо было создать новые, более удобные устройства. (3)Талантливый русский механик – горный мастер Иван Иванович Ползунов задумал построить такую машину, которая исправно служила бы на любом заводе, не завися от капризов природы. (4)Несмотря на трудности и препятствия со стороны начальства, первая паровая машина была построена Ползуновым.
В1. Из предложений (1) и (4) выпишите составные предлоги.
В2. Из предложения (2) выпишите союз.
В3. Из предложения (3) выпишите частицу (частицы), укажите её (их) значение.
Подведём итоги урока.
«Телеграмма»
Напишите пожелание себе с точки зрения изученного на уроке
Домашнее задание: повторить §57, 65, 69-73. Упражнение 458.