Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши цели:

  • определить понятие стиль писателя;
  • основные слагаемые стиля;
  • выработать умение правильно пользоваться этим понятием;
  • научиться анализировать произведение в единстве формы и содержания.

 

«Я призван был воспеть твои страданья
терпеньем изумляющий народ» А.Н.Некрасов.

 

«Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души, и трав неясный запах … » А.А.Фет.

 

У каждого писателя имеется свой способ реализации творческого замысла, свои художественные идеи, манера, отличающая его от других.

Писатель не может не отразиться в своем произведении как личность, показать свое понимание жизни, свои взгляды на жизнь и оценку изображенных событий. В каждом герое произведения, в каждом стихотворении поэта воплощается неповторимое «я» художника.

Таким образом, приступая к изучению творчества поэта, необходимо прежде всего уловить в многообразии его произведений тайну его личности, то, что принадлежит ему одному.

В.Г.Белинский ввел понятие пафоса как основной направленности и внутренней сущности творчества писателя. В пафосе слиты, по мнению критика, мысль и эмоция, общее и конкретное, форма и содержание.

Для того чтобы ученики могли понять стилевую индивидуальность писателя, необходимо при изучении раскрывать взаимосвязь и зависимость между формой и содержанием произведения.

Стиль писателя связан с его видением мира и пониманием закономерностей этого мира.

Л.Н.Толстой сказал однажды, что читатель, обращаясь к произведению, говорит: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что нового можешь мне сказать о том, как надо смотреть на нашу жизнь?».

Жизненный опыт писателя во всем его неповторимом своеобразии, его талантливость, уровень понимания общественного развития – все это делает каждое произведение особенным, индивидуальным.

 

«Стиль – это человек » - гласит французская пословица. Мы уже знакомились со стилем художественной литературы.

- В чем его особенности?

 

(Это стиль, который определяется содержанием и целями художественной литературы)

 

Характерными особенностями художественного стиля являются:

  • широкое использование лексики и фразеологии других стилей;
  • употребление изобразительно-выразительных средств;
  • проявление творческой индивидуальности писателя.

 

Анализ стихотворений А.А. Фета и Н.А. Некрасова.

 

Прочитайте стихотворения А.Фета и А.Некрасова:

 

Муза.

Надолго ли опять мой угол посетила,
Заставила томиться и любить ?
Кого на этот раз собою воплотила ?
Чьей речью ласковой сумела подкупить ?
Дай руку. Сядь. Зажги свой факел вдохновенный.
Пой, добрая. В тиши признаю голос твой
И стану трепетный, коленопреклоненный,
Запоминать стихи, пропетые тобой.
Как сладко, позабыв житейское волненье,
От чистых помыслов пылать и потухать,
Могучее твое учуя вдохновенье,
И вечно девственным словам твоим внимать.
Пошли, небесная, ночам моим бессонным
Еще блаженных снов, и славы, и любви,
И нежным именем едва произнесенным,
Мой труд задумчивый опять благослови.
А.Фет.

 

Муза.

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной,
Не помню над собой я песни сладкогласной !
А небесной красоте, неслышимо, как дух,
Слетая с высоты, младенческий мой слух
Она гармонии волшебной не учила,
В пеленках у меня свирели не забыла,
Среди забав и отроческих дум
Мечтой неясною не волновала ум
И не являлась вдруг восторженному взору
Подругой любящей в блаженную ту пору,
Когда томительно волнуют нашу кровь
Неразделимые и Муза, и Любовь…

Но рано надо мной отяготели узы
Другой неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков,
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей,
Которой золото – единственный кумир … ,
В усладу нового пришельца в божий мир,
В убогой хижине пред дымною лучиной,
Согбенная трудом, убитая кручиной,
Она певала мне – и полон был тоской
И вечной жалобой напев ее простой.

Так вечно плачущей и непонятной девы
Лелеяли мой слух суровые напевы,
Покуда, наконец, обычной чередой
Я с нею не вступил в ожесточенный бой.
Но с детства прочного и кровного союза
Со мною разорвать не торопилась Муза.
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и голода она меня вела –
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила.
Н.Некрасов.

 

- Стихотворения написаны на одну тему. Как своеобразно раскрывается тема в каждом стихотворении?

 

/Все различно: и идейный смысл произведений, и образы, и характер воплощения этих образов, и язык.

 

Если для Фета Муза – это образ нежной, ласковой, доброй феи, которая навевает поэту нежные, томные стихи, которая уводит его от « житейских волнений » в мир « чистых помыслов» и «блаженных снов», то Муза Некрасова – это « печальная спутница печальных бедняков». Ее место в «убогой хижине, пред дымною лучиной», ее дело – « лелеять суровая напевы»./

 

- Какие словесные краски (тропы и другие средства художественной выразительности) соответствуют созданным образам?

 

Чтобы разобраться в этом вопросе мы должны провести практическую работу

 

 

Практическая работа.

 

- Заполните сравнительную таблицу. Выполненное задание сфотографируйте и отправите учителю на проверку.

 

 

А.А.Фет «Муза»

А.Н.Некрасов «Муза»

Эпитеты

 

 

Метафоры

 

 

Сравнения

 

 

 

Выполняя работу, вы должны были заметить, что…

 

У Фета стремление к « высокой» лексике: небесная, чистые помыслы, девственное слово, трепетный, блаженные сны, нежное имя и др. У Некрасова конкретность и простота лексики, выражающие активный протест против насилия и зла, который подчеркивается словами: неласковая, нелюбимая, плачущая, скорбная, болящая, печальная, униженно просящая и др.

 

Эта работа подводит нас к выводу:

 

поэты по-разному смотрят на задачи искусства. Поэтому выбор средств выразительности авторов сильно отличается.

 

У Фета Муза далека от житейских волнений, поэт воспевает чистое и прекрасное, далекое от жизни.

Некрасов – поэт, призванный воспеть страдания народа: «Я лиру посвятил народу своему …».

 

Вспомните стихотворение А.Некрасова «Вчерашний день часу в шестом …».

 

Поэты жили в одно время ( А.А.Фет 1820-1892г., Н.А.Некрасов 1821-1877г.), но задачи поэзии воспринимали по – разному. Фет призывал освободиться от тяжких пут повседневности, снять гнетущее ярмо земных страстей. Некрасов, наоборот, считал, что нужно жить настоящим, показывать страдания народа, скорбеть и плакать вместе с ним.

Поэты подходят к изображению действительности по-разному, и это отражается на всех сторонах их творчества: не только в тематике произведений и в образах, но и в художественной форме, в стиле писателя.

 

Таким образом,

У каждого художника свой метод реализации творческого замысла, свой стиль, своя художественная манера, отличающая его от всех других. Не уловив своеобразия писателя, мы не сможем разобраться в сути его поэзии.

 

Подведём итоги:

 

Стилем называется единство всех элементов художественной формы отдельного произведения, произведений одного писателя, ряда писателей, целой эпохи, народной словесности или жанра.

 

 

Домашнее задание: перечитать первые главы «Повести временных лет» и первую главу повести «Детство» М.Горького. Ответить на вопрос: чем отличаются произведения? Работу сфотографировать и отправить учителю на проверку.

Урок 32. Стиль в художественной словесности. Стиль писателя.

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru