Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

формировать представления о легендах и мифах Древней Греции;

увидеть общее и различное в понятиях «миф» и «легенда»;

познакомиться с «Легендой об Арионе»;

расширить представления о мифах, рассказывающих об искусстве.

 

 

 

Музыка – высшее в мире искусство.

Л. Н. Толстой

 

На предыдущем уроке вы получили представление о мифах Древней Греции. И мы говорили о том, что древнегреческую мифологию называют сокровищницей мировой культуры. Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о значительных событиях в жизни людей передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Сегодня нам предстоит познакомиться с одной из знаменитых легенд древнегреческой мифологии – «Легендой об Арионе». Она была записана древнегреческим историком Геродотом.

Арион – исторически реальное лицо, жил в VII веке до н. э. Арион наделен талантом музыканта. Известен фрагмент его произведения «Гимн Посейдону».

Как мы знаем, тема искусства в мифах Древней Греции занимает особое место. Бог Аполлон широко известен как покровитель искусства, поэзии и музыки. И, например, в Москве на здании академического Большого театра стоит статуя Аполлона с лирой в руках, едущего на колеснице, запряженной четверкой лошадей.

 

Изучение нового материала.

 

Познакомимся со статьей учебника «Легенда» (с. 185).

 

Проверь себя:

– Что такое легенда?

– Что такое миф?

– Что общего и различного в понятиях «миф» и «легенда»?

 

Чтение и анализ «Легенды об Арионе».

 

Прочитайте «Легенду об Арионе»

 

Анализ проведём, опираясь на вопросы в учебнике.

 

Работа по учебнику (вопросы 1–3, с. 187).

 

– Почему это повествование называется легендой?

 

Проверь себя: Это повествование называется легендой, потому что оно записано Геродотом на основе устного предания, существовавшего в Коринфе и на острове Лесбос. Повествование рассказывает о реальных людях. Сказочное обогащение Ариона в Италии и на Сикелии и спасение его дельфином могут восприниматься как фантастические события. Мифы и легенды появились в древности. Люди создавали их, чтобы найти объяснение непонятных явлений природы и возникновения мира, рассказать другим о необыкновенных событиях.

 

Вывод:легенды, мифы и сказки – произведения устного народного творчества. Во всех этих повествованиях есть фантастические элементы.

 

Практическая деятельность: самостоятельная работа.

 

Прочитайте мифы об искусстве («Рождение Аполлона», «Аполлон и музы», «Марсий», «Пан и Сиринга», «Состязание Пана с Аполлоном») и ответьте на вопросы.

 

АПОЛЛОН. РОЖДЕНИЕ АПОЛЛОНА.

Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнам бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том самом месте, где стоит и до сих пор. Кругом Делоса шумело море. Уныло подымались скалы Делоса, обнаженные, без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком. Но вот родился бог света Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природа вокруг ликовала вместе с богинями.

 

АПОЛЛОН И МУЗЫ.

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хороводы с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины,[44] — постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Терпсихора — муза танцев, играющая на лире.

Талия — муза комедии, с тимпаном в руках, около нее лежит комическая маска.

Урания — муза астрономии, со свитком рукописи в руках.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывет свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом — все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

 

МАРСИЙ.

Жестоко наказал Аполлон и фригийского сатира Марсия за то, что Марсий осмелился состязаться с ним в музыке. Кифаред[46] Аполлон не снес такой дерзостй. Однажды, блуждая по полям Фригии, Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее божественно прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала:

— Пусть же жестоко будет наказан тот, кто подымет эту флейту.

Ничего не зная о том, что сказала Афина, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание.

Аполлон явился на вызов в длинной пышной хламиде, в лавровом венке и с золотой кифарой в руках.

Каким ничтожным казался перед величественным, прекрасным Аполлоном житель лесов и полей Марсий со своей жалкой тростниковой флейтой! Разве мог он извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон. Разгневанный вызовом, он велел повесить за руки несчастного Марсия и содрать с него живого кожу. Так поплатился Марсий за свою смелость. А кожу Марсия повесили в гроте у Келен во Фригии и рассказывали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, когда долетали в грот звуки фригийской тростниковой флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары.

 

 

ПАН И СИРИНГА.

И великого Пана не миновали стрелы златокрылого Эрота. Полюбил он прекрасную нимфу Сирингу. Горда была нимфа и отвергала любовь всех. Как и для дочери Латоны, великой Артемиды, так и для Сиринги охота была любимым занятием. Часто даже принимали Сирингу за Артемиду, так прекрасна была юная нимфа в своей короткой одежде, с колчаном за плечами и с луком в руках. Как две капли воды, походила она тогда на Артемиду, лишь лук ее был из рога, а не золотой, как у великой богини.

Пан увидал однажды Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь пресекла река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке руки Сиринга и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник.

Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Стоит Пан, печально вздыхая, и слышится ему в нежном шелесте тростника прощальный привет прекрасной Сиринги.

Срезал несколько тростинок Пан и сделал из них сладкозвучную свирель, скрепив неравные коленца тростника воском. Назвал Пан в память нимфы свирель сирингой. С тех пор великий Пан любит играть в уединении лесов на свирели-сиринге, оглашая ее нежными звуками окрестные горы.

 

СОСТЯЗАНИЕ ПАНА С АПОЛЛОНОМ.

Пан гордился своей игрой на свирели. Однажды вызвал он самого Аполлона на состязание. Это было на склонах горы Тмола. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Кончил Пан. Когда замолкли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Торжественно гремели золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Кончил Аполлон; замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмола присудил Аполлону победу. Все славили великого бога-кифареда. Только один Мидас не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана. Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор у Мидаса ослиные уши, которые он старательно прячет под большим тюрбаном. А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов; часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы.

 

 

Вопросы:

– Какая история связана с рождением Аполлона?

– Какие 9 муз сопровождали величавого Аполлона?

– Что происходит на светлом Олимпе, когда раздаются звуки кифары Аполлона и пение муз?

– Откуда появилась у Марсия тростниковая флейта?

– Кого Марсий вызвал на состязание в музыке?

– Как Марсий был наказан по велению Аполлона?

– Кто такая Сиринга?

– Что случилось с Сирингой, когда она убегала от Пана?

– Что сделал Пан в память о красавице нимфе?

– Как проходило состязание между Аполлоном и Паном?

– Кому понравилась простая игра Пана больше игры Аполлона?

– Как Мидас был наказан за свое мнение?

 

Итог урока.

 

Итак, мы узнали, что человек в Древней Греции ценился не только за могучую силу, но также за ум и различные таланты. Вспомним бога Аполлона. Когда он появлялся на Олимпе в сопровождении 9 муз и играл на своей кифаре, то звуки музыки и пение муз покоряли всех вокруг. Кругом воцарялась тишина. «Музыка – высшее в мире искусство», – сказал великий русский писатель Л. Н. Толстой.

Сегодня ваши знания о мифах, посвященных теме искусства, значительно расширились.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 

 

Домашнее задание: с.186-187, подготовить пересказ, записать его на аудио и отправить учителю на проверку. Прочитать отрывок из «Илиады».

Урок 86. Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии.
Геродот. "Легенда об Арионе"

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru