Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Задание 10

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

 

Формулировки задания:

 

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

"Недаром на нем эта кольчуга,(1) - подумал я,(2) - уж он,(3) верно,(4) что-нибудь замышляет.

Он был не то,(5) чтоб мирной,(6) не то,(7) чтоб немирной.

Ответ: ___________________________

 

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Правда,(1) мы жили долго под одной кровлей.

Штабс-капитан вошел в комнату в то время,(2) когда я уже надевал шапку; он,(3) казалось,(4) не готовился к отъезду.

Ответ: ___________________________

 

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

— Ну,(1) понятно,(2) что от нашей Несмеяны-царевны ничего,(3) кроме наставлений,(4) не услышишь. Танечка,(5) голубушка,(6) как бы ты там все это устроила. Меня никто не слушается,(7) только смеются,(8) когда я говорю.

Ответ: ___________________________

 

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Конечно,(1) в его речах,(2) как и во всем,(3) что говорят люди,(4) есть некоторая доля правды.

Но,(5) пожалуй,(6) эти ваши речи являются новостью — в том смысле,(7) что раньше их говорили люди иного сорта...

Ответ: ___________________________

 

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Он сам чувствовал,(1) что никогда еще не играл в своей жизни так хорошо,(2) как в этот раз,(3) и,(4) должно быть,(5) не скоро будет еще так Хорошо играть.

Ответ: ___________________________

 

В данном задании требуется найти вводные слова или обращения в каком-то конкретном предложении. Вводными называются слова, с помощью которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания. Они могут выражать чувства говорящего — радость, удивление; передавать степень достоверности сообщения, служить для связи мыслей в тексте и т.д.

 

Согласно спецификации, задание 10 проверяет знания по теме:

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения:

- умение делать пунктуационный анализ;

- знания по постановке знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводным словам и предложениям, обращениям, вставным конструкциям).

 

Что нужно знать?

 

ВВОДНЫЕ СЛОВА ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ

Вводные слова, выражающие чувства говорящего — радость, сожаление, удивление (к счастью, к несчастью, к радости, к огорчению, к стыду, на беду, странное дело, не ровен час, чего доброго, удивительное дело и др.)

Он, к счастию, этого не заметил;

К удивлению моему, она казалась спокойной; Но, к крайнему изумлению невольного импровизатора, помещик, погодя немного, одобрительно потрепал его по плечу; К стыду своему, я совсем забыла об этой статье.

 

Вводные слова, передающие степень достоверности сообщения — уверенность, неуверенность, возможность происходящего (конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, бесспорно, безусловно, разумеется, действительно, наверное, может быть, вероятно, должно быть, кажется, пожалуй, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, думаю, надо полагать и др.)

 

Безусловно, в апреле нужно завершить работу; Он, казалось, чувствовал свое достоинство; Все мужики, разумеется, берут у него в долг; Водились за ним, правда, некоторые слабости); Хорь выражался иногда мудрено, должно быть, из осторожности.

 

Вводные слова, подчеркивающие связь мыслей и способы их оформления (итак, следовательно, значит, наоборот, наконец, между прочим, кроме того, сверх того, в общем, в частности, например, к примеру, кстати сказать, к слову сказать, с одной стороны, с другой стороны, во-первых, во-вторых, словом, другими словами, коротко говоря, если так можно выразиться, с позволения сказать и др.)

 

Но, во-первых, больная действительно находилась в отчаянии; а во-вторых, надо правду сказать, я сам чувствовал сильное к ней расположение; Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари?; Итак, я лежал под кустиком в стороне и поглядывал на мальчиков; Одним словом, мы тогда опоздали к поезду; Короче говоря, я остался у Андреевых.

 

Вводные слова, указывающие на источник сообщения (говорят, по-моему, по- твоему, по слухам, по сведениям, по сообщению, на мой взгляд, по преданию, слышно, дескать, по-нашему, по-вашему и др.)

 

В новом пейзаже художника, по замечанию критиков, недоставало воздуха и света; Завтра, я думаю, ваше состояние улучшится; На мой взгляд, ваша поездка должна быть удачной. Квас любил он, по собственному выражению, как отца родного; Этот, по словам Аркадия Павловича, государственный человек был роста небольшого, плечист, сед и плотен.

 

Вводные слова и сочетания, представляющие собой своеобразный призыв к собеседнику (видишь ли, понимаете ли, знаете ли, поймите, послушайте, поверьте, представьте себе, извините, простите, пожалуйста, помилуйте, сделайте милость и др.)

 

Захватите с собой, пожалуйста, ножницы и бумагу; Вера Платоновна, представьте себе, уехала в город; Я, признаюсь вам, изумился; Не хочется, знаете ли, верить злу, черной неблагодарности в человеке.

 

Вводные слова и сочетания, оценивающие степень обычности сообщения и меру того, о чем говорится (бывает, случается, по обыкновению, по обычаю, самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др.)

 

Оба старичка, по старинному обычаю старосветских помещиков, очень любили покушать; Он меня принял, по своему обыкновению, ласково и величаво;

Я, без всяких преувеличений, глядел на вас как на существо высшее; По крайней мере, здесь вы будете в безопасности. На меня, по крайней мере, вещь эта подействовала ужасно.

 

Вводные слова и сочетания, передающие экспрессивность высказывания (по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами будь сказано и др.)

 

Сказать по совести, тогда я обманул Кирилова; Надо признаться, мне совсем не хотелось ехать в город; Кроме шуток, кто остается на дополнительные занятия?

 

!Имейте в виду, что слова будто, как будто, вряд ли, едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, только, непременно, вот, как раз, все-таки, авось, обязательно, вдруг не являются вводными и в тексте запятыми не выделяются!

Помните о том, что вводные слова, выражения, предложения самостоятельны, факультативны! Это означает, что при выбрасывании их из предложения смысл его не изменяется! Если же при выбрасывании данного слова, выражения изменился или окончательно утерялся смысл предложения, то данное слово не является вводным, а является полноценным членом предложения, при этом оно не будет в вашем тексте обособляться. Например: Это слово хоть что-то значит для вас? В данном случае слово «значит» является сказуемым, оно не вводное, в предложении не обособляется. Второй вариант: Значит, в этом году будет морозная зима. Здесь слово «значит» является вводным и обособляется.

 

Наряду с вводными словами и предложениями существуют вставные конструкции, которые выделяются на письме не только запятыми, но и тире, кавычками.

Недавно (это было накануне приезда отца) Марина нашла свои детские стихи.

Наталья — так звали девушку — внимательно слушала меня.

Если внутри вводного предложения стоит другое вводное предложение, то одно из них выделяется скобками, а второе — тире:

После соревнований все слабые спортсмены (аутсайдеры — так их называли — по общему мнению) прошли курс психологической подготовки.

Различайте: вводные слова (которые легко можно вычленить из предложения) и самостоятельные части речи: Небо казалось туманым. — Он, казалось, не обращал на меня никакого внимания.

 

ТЕСТ

1. Укажите предложение, осложненное вводными словами.

а) Он кажется утомленным.

б) Правда не всегда способна победить ложь.

в) Он правда и не собирался приходить.

г) Посуда бьется к счастью.

2. Укажите предложения, осложненные вставными и присоединительными конструкциями.

а) В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми (К. Паустовский).

б) Каждую ночь — а в свободные от полетов дни с утра — я с лупой в руках садился за стол (В. Каверин).

в) Вдруг она вырвалась из их толпы и море — бесконечное, могучее, — развернулось перед ними (М. Горький).

г) Вспомнился товарищ Мишка — он очень пригодился бы сегодня ночью (М. Горький).

3. Укажите, в каких вариантах на месте цифр должны стоять знаки препинания.

Книга (1) может быть (2) наиболее сложное и великое из чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью (М. Горький). Это (3) может быть (4) интересным.

а) 1, 2, 3, 4

б) 1, 2 в) 3, 4

4. Укажите предложение, в котором допущены пунктуационные ошибки.

а) Он, якобы, приедет вовремя.

б) Работа, возможно, будет выполнена в срок.

в) Мы даже не заметили быстрого прихода весны.

г) Струсил ты, признайся, когда молодцы мои наки­нули тебе веревку на шею? (А. Пушкин)

 

 

ОБРАЩЕНИЕ

Простое предложение может быть осложнено обращением — словом или сочетанием слов, обозначающим того, к кому обращаются с речью: Не спится, няня, здесь так душно (А. Пушкин).

Обращение может быть:

— распространенным (Милый вы мой, выручите меня!);

— нераспространенным (Ты письмо мое, милый, не комкай, до конца его, друг, прочти (А.Ахматова)).

Обращение выделяется на письме запятыми:

Кудесник, ты лживый, безумный старик! (А. Пушкин)

Что же ты, моя старушка, приуныла у окна? (А. Пушкин)

Не шутку шутить, не людей смешить к тебе вышел я теперь, басурманский сын (М. Лермонтов).

После обращения, произносимого с восклицательной интонацией, ставится восклицательный знак: Друзья! К чему весь этот шум! (И. Крылов)

При обращении может стоять частица О, которая знаком препинания не отделяется.

 

междометия и слова-предложения

Простые предложения могут быть осложнены междометиями и словами-предложениями да, нет.

Эге, да это я совсем не туда попал! (И. Тургенев).

Эй! Садись ко мне, дружок! (Н. Некрасов).

А лес все шумел, о да, и шумел же!.. (М. Горький).

Нет, весь я не умру... (А. Пушкин).

О нет, то белеет туман над водой (В. Жуковский).

Междометия не выделяются на письме знаками препинания, если:

— стоят перед личными местоимениями ты, вы, за которыми следует обращение:

Ах вы мои хорошие. Как я рада вас видеть!

— Если междометия ах, ой, ух, эх, ах, ай образуют цельное сочетание с другими словами:

Ах какая я глупая!

— стоят перед словами как, какой: Ух какой ужас!

Не являются обращениями, междометиями и не вы­деляются запятыми на письме:

— междометные выражения господи помилуй, гос­поди спаси, слава тебе господи;

— названия предметов, .которые находятся при гла­голе повелительного наклонения в значении пусть:

Всяк сверчок знай свой шесток (Пословица).

Различайте междометия и частицы:

 

Междометия (после них запятая ставится)

Частицы (после них запятая НЕ ставится)

О

О, это было райское наслаждение.

— частица перед обращением:

О Волга, колыбель моя (Н. Некрасов);

— перед риторическим вопросом или восклицанием:

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих! (М. Ломоносов)

АХ

Ах, как это не вовремя.

— перед личными местоимениями ты, вы, за которыми следует обращение: Ах ты, мерзкое стекло! (А. Пушкин)

НУ

Ну, давай, действуй.

— в значении усиления:

Ну что за шейка, что за глазки! (И. Крылов)

 

ТЕСТ

1. Укажите предложения, осложненные обращениями и междометиями.

а) Далече грянуло ура (А. Пушкин).

б) Ой цветет калина в поле у ручья.

в) Ты не пой соловей под моим окном.

г) Унылая пора Очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса! (А. Пушкин)

2. Укажите предложение, в котором допущена пунк­туационная ошибка.

а) Умчались вы дни радости моей.

б) Меня разбудили твои «ахи».

в) Пора, сударь, вам знать, вы не ребенок... (А. Грибоедов)

г) Эй, Лиза! (А. Грибоедов)

3. Укажите, чем осложнено данное предложение:

Батюшки задавили послышался женский голос (М. Салтыков-Щедрин).

а) предложение осложнено обращением

б) предложение осложнено междометием

в) предложение осложнено однородными сказуемыми

г) предложение осложнено прямой речью

 

Попробуйте свои силы, выполнив интерактивные задания!

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:
Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru