Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

 

Цели урока:

продолжить знакомство с творчеством В.П.Астафьева;

формировать своё умение анализировать эпическое произведение;

повторить изобразительно-выразительные средства языка;

формировать умение находить элементы композиции;

воспитывать в себе бережное отношение к окружающему миру.

 

Приступим к уроку.

 

- Какие произведения В.П. Астафьева вам уже знакомы?

- Какие качества главного героев вас привлекли?

- Помните ли вы, как и почему появился рассказ «Васюткино озеро»?

- Кто решает, какой будет жизнь человека?

 

Дома вы прочитали рассказ «Белогрудка»

- Где происходят события рассказа?

 

Чтение 1-4 абзаца.

 

Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома — Зуяты.

Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков вёрст тёмным горбатым островом. Весь этот косогор так зарос густолесьем, что люди почти и не суются туда. Да и как сунешься? Стоит отойти несколько шагов от клеверного поля, которое на горе, — и сразу покатишься кубарем вниз, ухнешь в накрест лежащий валежник, затянутый мхом, бузиною и малинником.

Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих — птиц, барсуков, белок, горностаев. Держатся здесь рябчик и глухарь, очень хитрый и осторожный.

А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке. Бело- грудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.

 

- Почему автор начинает рассказ описанием косогора? Его роль?

- Как охарактеризованы запахи деревни? С чьей точки зрения передаётся восприятие запахов?

- Кто являются героями рассказа?

- Как вы думаете, какие два мира изображены в рассказе?

 

Автор ярко показывает наммир животных.

- Кого автор называет Белогрудкой?

 

Зачитаем её описание.

 

Читая рассказ, мы понимаем, что маленькому зверьку кунице Белогрудке присущи все чувства, характерные человеку.

 

- Найдите в тексте описание чувства материнства

- Что однажды произошло с детенышами куницы?

- Почему Белогрудка не заметила присутствия человека?

- Почему не рассказано, как мальчишки взяли кунят, а изложено лишь то, что увидела Белогрудка?

 

И вновь мы видим чувства, присущие человеку – чувство отчаяния, найдем это описание.

 

Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике.

Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы.

Пропали котята, исчезли.

Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.

К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.

До рассвета металась она возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли котятки.

 

- Найдите в тексте слова, в которых автор говорит о кунице совсем как о человеке, потерявшем самое дорогое – семью.

- Что произошло с белогрудкиными котятами у мальчишек?

 

Зачитаем по тексту.

Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

— Э, подох один...

Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.

 

Как настоящая мать, она страдает без своих детей, она ищет их, рискуя жизнью, и находит.

- Как автор описывает чувства, состояние Белогрудки?

- На что надеялась Белогрудка, карауля человеческое жилье?

- Какое чувство стала испытывать Белогрудка к людям после того, как увидела, что её котёнка съела собака?

- Сначала она чутко улавливала противные запахи деревни, при приближении человека пулей вонзалась в густолесье, а сейчас даже днем стала появляться у домов. Почему?

 

Что вы можете сказать о поведении животного?

 

Читаем:

…в ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка», «… Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться сл всем, что было ей под силу…», «…снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули…», «…принялась разбойничать пуще прежнего…»

 

Астафьев мастерски использует глаголы, они показывают, как изменяется характер действий куницы: от заботливой мамы до свирепой мстительницы.

 

- Кем же представлен мир человека?

- Каковы причины поступка мальчишек? Хотели ли мальчишки причинить зло кунятам?

 

- Как вы думаете, почему случилось это вторжение, из-за которого рухнул мир маленького зверька?

 

Вторгаясь в мир дикой природы, мы почти никогда не задумываемся о чувствах живых существ, населяющих этот мир)

 

- Найдем описание хитрости и жестокости мальчиков: «…выследили вереинские мальчишки…», «…следило несколько человеческих глаз…», «..стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая по носу…»

- Что говорили родители и охотник по поводу поступка мальчиков?

 

Зачитываем текст:

«Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут…»,

«Она не виновата. Её обидели, осиротили…»

- Почему охотник отпускает куницу?

- Почему выстрелить пришлось? Поняли ли люди, что куница объявила им войну?

 

- Почему до сих пор помнят в Вереино и Зуятах Белогрудку?

- Послужила ли история с куницей уроком для жителей деревни?

 

Чтение двух последних абзацев, чтобы ответить на вопрос: напрасна ли её смерть?

 

До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Бело- грудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.

Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»

 

Белогрудка ценой своей жизни и кунят научила людей добру: бережно относиться к миру природы, ибо предназначение человека – творить добро!

- Как вы понимаете последние слова автора в рассказе?

 

Обратите внимание на слова Саади:

 

«Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека».

 

- Как вы их понимаете?

- Зачитайте из рассказа «Белогрудка», о каком мире мечтает сам автор?

 

- Чему научил вас этот рассказ, над чем заставил задуматься?

 

Все рассказы В.П. Астафьева пронизаны глубоким раздумьем о жизни, зле и добре, они наполнены любовью к родной природе.

Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идет своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в ее мир, а будем только наблюдать за ней и наслаждаться ее звуками.

 

Пусть будущие поколенья
Не скажут с болью сожаленья:
“Жил-был смешной пушной зверек,
Но мир его не уберег”.

 

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя. (Е.Евтушенко)

 

Проверочная работа.

Напишите ответ на вопрос и отправьте его учителю:

 

Над чем заставил меня задуматься рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка».

 

Домашнее задание. Читать рассказ Ю.П.Казакова «Никишкины тайны».

Урок 83. Внутрипредметный модуль "За страницами учебника литературы"
Рассказ В.П.Астафьева "Белогрудка"

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru