Наши задачи:
познакомиться с порядком морфологического разбора глагола;
формировать умение производить устный и письменный разбор глагола.
Пробное учебное действие.
– Вспомним, что такое морфологический разбор слова?
– С какой целью проводим его?
Морфологический разбор слова – это разбор слова как части речи, характеристика слова как части речи.
– А что значит «охарактеризовать слово как часть речи»?
Это значит указать все признаки этого слова как части речи и доказать, что слово относится именно к этой части речи.
– Вспомните порядок морфологического разбора слова.
1. Назови часть речи.
2. Образуй начальную форму.
3. Укажи постоянные и непостоянные признаки.
4. Определи, каким членом предложения является.
Изучение нового материала.
– Прочитайте слова А. Югова: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи». Как вы их понимаете?
Глагол обозначает движение, действие, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.
– Внимательно прочитайте алгоритм разбора глагола.
Морфологический разбор глагола
(алгоритм)
I. 1. Укажи часть речи.
II. 1. Образуй начальную форму глагола.
2. Укажи постоянные признаки: вид и спряжение глагола.
3. Укажи непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, число, род.
III. Определи, каким членом предложения является глагол.
- У вас есть вопросы по порядку морфологического разбора?
В алгоритме скрыта информация о глаголе, которую мы ещё не изучали.
Найдите её, используя материал учебника на странице 128.
Письменная практическая работа (на оценку).
Выберите только один вариант задания и запишите его в тетрадь.
Учтите, что оценка зависит от грамотности и правильности выполнения задания.
Выполненную работу сфотографируйте и отправьте учителю на проверку.
Вариант на оценку «4».
Спишите, дописывая личные окончания глаголов.
Сделайте морфологический разбор одного глагола.
Ты с красным солнцем друж_,
Волне прохладной рад,
Тебе не страшен дождик,
Не страшен снегопад.
Ты ветра (не) бо_ся,
В игре (не) уст_,
И рано спать лож_ся,
И с солнышком вста_.
Вариант на оценку «5».
Спишите, подчеркните глаголы в начальной форме, определите их спряжение.
Сделайте морфологический разбор одного глагола.
Я дома не люблю сидеть,
Мне нравит(?)ся ходить.
Люблю ходить, люблю глядеть,
Друзей (с) собой в_дить.
Люблю гл_деть (на) облака,
На солнечный восход,
На то, как гулкая река
Разламывает лед.
Итоги урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какой диалог собеседников вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
– Как вы их преодолевали?
– Дайте оценку нашей работе.
Домашнее задание: упражнение 688.