Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

познакомиться с поэтическими творениями русских поэтов-пейзажистов,

литературными приемами и художественными средствами;

учиться устному рисованию, выразительному чтению;

воспитывать заботливое отношение к природе.

 

 

Изучение нового материала.

 

Начнём урок с прослушивания всеми любимой песни «С чего начинается Родина?».

https://www.youtube.com/watch?v=EyytVjzjFuw

 

– С чего начинается Родина? Пожалуй, любовь к Родине и любовь к природе – взаимообусловленные чувства.

Во все времена человек находил в природе вдохновение и успокоение и поэтому с природой связывал самые светлые свои мечты.

Подлинную душевную гармонию мы ощущаем, когда рядом надежный друг, родная природа, отчий край.

Вспомните слова Тараса Бульбы о том, что мы без родной земли – «сирые», а без нас «сирая так же, как и мы, земля наша».

Природа вызывает сильные эстетические и патриотические чувства и в душе художников слова.

Но. Объясните, как вы понимаете эти слова Константина Георгиевича Паустовского: «Любовь к природе не может быть бездеятельна и созерцательна»?

– Что мы можем сделать и должны делать, чтобы земля при нашей жизни и без нас была прекрасна?

– Как понимаете первый и второй абзацы в учебнике (с. 218)?

 

Сегодня вы познакомитесь с произведениями русских поэтов, чьё понимание Родины, её вИдение заставляет нас лучше понимать своё отношение и чувства к отчему краю.

 

Чтение и анализ произведений.

 

Валерий Брюсов

 

Послушайте выразительное чтение стихотворения В. Брюсова «Первый снег» мастером художественного слова.

https://www.youtube.com/watch?v=42RGQcX3lPY

 

Анализ стихотворения.

 

Ответьте на вопросы 1 – 2 на стр. 221.

 

– В. Брюсов (1873–1924) – прозаик, драматург, критик, переводчик. Но когда называют имя В. Брюсова, то в первую очередь имеют в виду его поэзию. Поэт Брюсов любил родину, ее природу, в своих стихах он старался передать эту любовь и нам. Вот стихотворение «Первый снег». Нет, не снег видит автор на березах, которые вчера еще были «черно-голые», на экипажах, на пешеходах... Он видит серебро, огни и блестки в лучах света, жемчуга.

Все вокруг видится призрачным, как во сне, все это, как грезы (мечты). И все, о чем говорится в прозе буднично, обыденно, озарено волшебством, жизнь людей и жизнь природы стала иной, новой и святой. Это и понятно: белый цвет – символ чистоты и святости. Как прекрасен этот мир «очарований», «этот мир из серебра». Стихотворение дышит любовью, очарованием. Отражена тема природы, трепетного отношения к ней. Эпитетов мало, но сколько слов торжественной лексики! (Грезы, призраки, волшебство, озарены, воплощение, очарование.)

 

Иван Бунин

 

– Имя Ивана Алексеевича Бунина вам уже знакомо из предыдущих уроков. Продолжат это знакомство еще 2 стихотворения.

Послушайте выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Не пугай меня грозою...» мастером художественного слова.

https://www.youtube.com/watch?v=15yxumUi28U

 

Не пугай меня грозою:

Весел грохот вешних бурь!

После бури над землею

Светит радостней лазурь,

После бури, молодея,

В блеске новой красоты,

Ароматней и пышнее

Распускаются цветы!

 

Но страшит меня ненастье:

Горько думать, что пройдет

Жизнь без горя и без счастья,

В суете дневных забот,

Что увянут жизни силы

Без борьбы и без труда,

Что сырой туман унылый

Солнце скроет навсегда!

 

Анализ стихотворения.

– Автора не пугает гром, молнии весенней бури, потому что после нее светит солнце, радует небесная лазурь. После бури все вокруг, омытое и освеженное дождем, молодеет «в блеске новой красоты», и цветы ароматнее и пышнее. Первая строфа пронизана радостью обновления, уверенностью, что впереди у тебя целая жизнь, наполненная счастьем и красотой.

Грусть, уныние звучат во второй строфе. Автора страшит затяжное ненастье, которое навевает печальные мысли: счастье пройдет стороной «в суете дневных забот», увянут «жизни силы без борьбы и без труда», и сырая туманная пелена навсегда скроет солнце (солнце – свет, радость, надежды, мечты). Автор воспользовался антитезой, чтобы противопоставить душевное состояние человека во время летних бурь и в осеннее ненастье. Прекрасна жизнь, если «печаль мимолетна, как гроза». Но если жизнь – «затяжное ненастье», то это грустно, печально.

 

Послушайте выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Туча растаяла» мастером художественного слова.

https://www.youtube.com/watch?v=aBKJulQ8tXE

 

Туча растаяла. Влажным теплом 
Веет весенняя ночь над селом; 
Ветер приносит с полей аромат, 
Слабо алеет за степью закат. 
 
Тонкий туман над стемневшей рекой 
Лег серебристою нежной фатой, 
И за рекою, в неясной тени, 
Робко блестят золотые огни. 
 
В тихом саду замолчал соловей; 
Падают капли во мраке с ветвей; 
Пахнет черемухой... 

 

– Это стихотворение Бунина дышит спокойствием, умиротворением. Туча растаяла, весенняя ночь над селом, легкий ветер приносит запах ароматных весенних цветов. Алый закат солнца не предвещает ненастья. Туман, как воздушное покрывало, стелется над рекой. Сквозь туман мерцают огни. Природа засыпает, иногда только слышится падение капель с ветвей. Последняя строка с многоточием создает впечатление незаконченности повествования, потому что все постепенно затихает, все замирает и...

Картины стихотворения удивительно спокойны. Метафоры («веет ночь», «алеет закат», «ветер приносит»), сравнения («туман... фатой») – мягкие, успокаивающие.

 

Фёдор Сологуб

 

Послушайте выразительное чтение стихотворения Ф. Сологуба «Забелелся туман за рекой...» мастером художественного слова.

https://www.youtube.com/watch?v=r9wdl7u21OY

 

Ответьте на вопросы 1 – 3 стр. 223.

 

– Ф. Сологуб – поэт, прозаик, переводчик. В первом сборнике его стихов «Пламенный круг» говорится о несоответствии мечты и действительности, о тоске и одиночестве, которые автор пытается преодолеть.

В стихотворении «Забелелся туман за рекой...» тоже говорится об одиночестве: «И теперь я совсем одинок». Но перед нами предстают картины, далекие от пессимизма (от уныния). Вот берег невысокий, деревья, склонившиеся над водой, туман за рекой не скрывает далей. Разведенный костер воскресит огонь жизни в его душе, навеет радужные мечты о будущем и воспоминания о детстве: «Потихоньку пойду босиком, – и завижу вдали огоньки...». Огоньки – надежда, надежда на конец одиночества, скитаний, на близость уюта, заботы, покоя. Картины стихотворения раскрываются медленно, плавно, как бы импонируя (соответствуя) раздумьям автора.

 

Итоги урока

 

– Какие строчки, приметы родных мест, обозначенных поэтами, показались вам особенно запоминающимися?

– Какие стихотворения о родной природе вы стали бы читать, когда вам грустно или радостно?

 

 

 

Домашнее задание: выучить стихотворение одного из авторов. Записать чтение на видео и отправить учителю на проверку.

Урок 60. Стихотворения поэтов 20 века о природе.
В.Брюсов, Ф.Сологуб.

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru