Наши задачи:
ознакомиться с непревзойденным мастером «северных рассказов», представителем американской литературы Дж. Лондоном;
через произведение познакомиться с традициями эскимосов – северного народа;
определить главную мысль произведения;
раскрыть особенности поведения и характера главного героя, выявить его душевные и нравственные качества;
воспитывать своё уважение к людям всех племен, наций, языков и природе;
углубить понятия «сюжет» и «композиция художественного произведения».
В пятнадцать лет я был мужчиной, равным среди мужчин.
О жизни и творчестве писателя.
(также вы можете прочитать статьюо Джеке Лондоне в учебнике, с. 269–270).
Сложилось так, что закончить школу Джеку Лондону не пришлось. Нужно было много работать. Неродной отец (отчим) был добрым человеком, но содержать семью в сытости не мог. В 16 лет Джек впервые ушел в плавание. Он узнал суровые стороны жизни и позже всегда боролся за права людей против нищеты и несправедливости. Громадным удовольствием в тяжелые годы для Джека было посещение библиотеки.
Причудливо, до жестокости парадоксально складывалась его литературная судьба. Колесо фортуны для Дж. Лондона повернулось слишком поздно: признание мастерства пришло к человеку, охваченному апатией, испытывающему отвращение к бумаге и пишущей машинке.
И. Стоун писал о Лондоне: «Джек был от природы добр, безрассудно щедр – воистину друг из друзей, король славных малых… Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобливое сердце… Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос – они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад. …Не комнатный житель, а человек вольных просторов – словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды». Джек Лондон прожил жизнь бойцом, «моряком в седле», как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим. Он ушел из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг – итог его литературной деятельности*.
Цитатный план «Сказания о Кише».
Дома вы должны были составить цитатный план «Сказания и Кише».
Сравните примерный план с вашим и оцените себя.
План (примерный)
1) Давным-давно у самого Полярного моря жил Киш.
2) Киш был единственным сыном, и, когда погиб его отец, он стал жить вдвоем с матерью.
3) У моей матери нет никого, кроме меня, и поэтому говорю я.
4) …деление моей добычи будет справедливо.
5) …на следующий день рано утром Киш появился в поселке… с гордо поднятой головой.
6) Так было положено начало тайны Киша… Тайна оставалась неразгаданной.
7) В поселке начали поговаривать о колдовстве. И как-то раз Уч-Глук бросил Кишу обвинение в колдовстве.
8) Киш отправился на охоту, а Бим и Боун отправились за ним по пятам.
9) Я рассказываю только то, что видели мои глаза.
10) Это смекалка, а не колдовство.
11) Он стал вождем своего племени.
Анализ произведения.
1. Где и когда жил Киш?
2. Назовите возраст героя. Найдите в тексте строчки, подтверждающие ответ.
3. Что требовал Киш в своем выступлении на совете? Почему выступление сочли за дерзость? Что понял герой из разговора на совете, после того как поглядел в глаза своих соплеменников?
4. Плохи ли люди стойбища?
5. Расскажите о тайне Киша. Почему ему одному удавалось добыть большого зверя? Почему охотился только на медведя?
6. Какие черты характера героя понравились вам. Почему?
7. Что больше всего отмечали люди в Кише?
Слово о творчестве писателя.
Писательский стиль Джека Лондона самобытен. Он смог выработать подвластную только ему манеру писать так, будто герои сами рассказывают о себе, минуя автора. В «Северных рассказах» писатель отвергал отсутствие воли, бессердечность. Его герои – стойкие люди, они смело вступали в поединки с природой, были лишены многого и делились малым, не испытывали чувства зависти друг к другу.
Читая произведения Джека Лондона, учишься уважать старших, любить природу. «Сказание о Кише» учит противостоять несправедливости и доказывать свою правоту.
Домашнее задание: вопр. 1, 5 стр.280.