Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Задание 4

Правописание приставок

Формулировка задания:

Из предложений 4-5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением "пространственная близость":
(4)На пришкольном участке работы шли полным ходом. (5) Ребята, припевая, копали грядки.

Показать ответ


Другие возможные формулировки:
Из предложений ... выпишите слово(а), в котором...
варианты продолжения:

  • правописание приставки зависит/не зависит от глухости-звонкости последующего согласного;
  • правописание согласной в приставке зависит от глухости последующего согласного;
  • правописание приставки зависит от звонкости последующего согласного;
  • правописание приставки определяется ее значением (может указываться конкретное значение приставки);
  • правописание приставки зависит от ударения.

Что нужно знать:

Во-первых, нада знать теоретический материал по теме:

Основные термины:

Морфема - значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении.

Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.

Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Производные основы - это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы.

Непроизводные основы состоят из корня.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга.

 

 

Способы образования слов

приставочный -                               опасный – преопасный

                                                            кто – кое-кто

                                                            бежать - выбежать

суффиксальный –                           день - денёк

                                                            луч – лучистый

                                                           белый - белеть

приставочно–суффиксальный -  курс - сокурсник

                                                           читать - вчитаться

                                                           немецкий – по-немецки

бессуффиксный –                            заплывать – заплыв

                                                           тихий – тишь

сложение слов                                  вечнозелёный, кресло-кровать

                  корней                             сенокос, листопад

                  частей слов                     универмаг, зарплата

                  букв                                 МГУ, НТВ

                  звуков                              МХАТ, ТЮЗ, вуз

переход слов                                    рядовой (боец) – рядовой

из одной части речи                       блестящий (на солнце) – блестящие (способности)

в другую                                           благодаря (за приём) – благодаря (удаче)

 

Порядок морфемного разбора слова.

  1. Определить, какой частью речи является слово.
  2. Укажите окончание (если это изменяемая часть речи), формообразующий суффикс (если есть) и определите их значение.
  3. Укажите основу слова.
  4. Выделите приставки (если есть).
  5. Выделите словообразующие суффиксы (если есть).
  6. Выделите корень.

Пример.

Холодноватый

  1. Слово является прилагательным.
  2. Окончание -ый
  3. Основа холодноват.
  4. Приставок нет.
  5. Словобразующие суффиксы: -оват- со значением «немного, слегка» (холодноватый – «немного, слегка холодный»); -н- (холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом»).
  6. Корень – холод.

 

Порядок словообразовательного разбора.

  1. Дать толкование лексического значения слова.
  2. Найти слово, от которого оно образовано. Выделить производящую основу.
  3. Указать словообразующую морфему.
  4. Построить словообразовательную цепочку.
  5. Определить способ словообразования. Привести примеры слов, образованных тем же способом с помощью тех же морфем.

 

Пример.

Бездонный

  1. Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий».
  2. Образовано от слова дно. Производящая основа - дон- (-//о).
  3. Образовано с помощью приставки без- и суффикса –н-.
  4. Дно – бездонный.
  5. Слово образовано приставочно- суффиксальным способом (бездомный, бессонный, бесхарактерный).

 

Во-вторых, в русском языке существует 4 группы приставок в написании которых могут возникнуть трудности:
1) Неизменяемые приставки (их нужно запомнить);
2) Приставки, оканчивающиеся на З-, С-, написание которых зависит от последующего согласного;
3) Приставки РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-), НЕ-, НИ-, написание которых зависит от ударения;
4) Приставки ПРИ-, ПРЕ-, написание которых определяется их значением.

1. Неизменяемые приставки.

Эти приставки в своем написании неизменны, постоянны. Они пишутся так всегда! Обязательно запомните эти приставки:

В- (ВО-), ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, НЕДО, О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ПО-, ПОД- (ПОДО-), С- (СО-), ПЕРЕ-, ПРЕД-, ПРО-.

ПРИМЕР:написать, недосолить,поскользнуться, постучаться, сделать, сдать, предпринять.
Приставки З- нет в русском языке! В словах здание, здоровье, здесь, ни зги (не видно) буква З входит в состав корня.

2. Приставки на З-, С-.

Их написание очень простое: перед звонкими согласными пишется приставка с буквой З, перед глухими согласными - с буквой С. Обязательно запомните эти приставки:

БЕЗ-/БЕС-, ВЗ-/ВС-, ВОЗ-/ВОС-, ИЗ-/ИС-, НИЗ/НИС-, РАЗ-/РАС-, ЧЕРЕЗ-(ЧРЕЗ-)/ЧЕРЕС-

ПРИМЕР:
РАСсмотреть,
РАЗглядеть,
ИЗвести,
ИСтопить,
ЧРЕЗмерный,
РАСчертить,
ВСкарабкаться,
ЧЕРЕСчур,
сНИСходительный

Трудности, которые могут возникнуть:

Случай 1. Чтобы выбрать правильную букву -з- или -с- на конце приставок, необходимо отличать звонкие согласные от глухих.
Все глухие согласные звуки позволяет запомнить фраза: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?
Звонкие согласные звуки позволяет запомнить фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!
ПРИМЕР:
в приставках словРАСчудесный и РАСцветка мы напишем -с-, потому что первые буквы корня -ч- и -ц- обозначают глухие согласные звуки, а в приставках слов ИЗдержка и ИЗмена мы напишем букву -з-, так как первые буквы корней обозначают звонкие согласные звуки
-д- и -м-

Случай 2. Запомните, что правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок.
ПРИМЕР:
в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкий согласный, а во втором - глухой.


Случай 3. Приставку на З- С- можно не заметить, если слово имеет две приставки.
ПРИМЕР:
в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости последующего согласного, в то время как правописание приставки НЕ- этим правилом не определяется.


Случай 4. Не путайте слова с приставками на З-С- со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.
ПРИМЕР:
1. приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)
2. приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)
3. приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)
4. приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)
5. приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)
6. приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек)
7. приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)

3. Приставки РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-), НЕ-, НИ-

Написание гласных букв в данных приставках определяется ударением.
В приставках РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) без ударения пишется буква А, под ударением - О.
ПРИМЕР:
расписАться - рОспись, разыгрАть - рОзыгрыш, разлИв (реки), рОзлив напитков

Приставки НЕ и НИ, встречающиеся в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях, также зависят от ударения. Под ударением пишем НЕ, без ударения - НИ.

ПРИМЕР:
нЕкогда - никогдА, нЕкто - никтО, нЕчто - ничтО

4. Приставки ПРИ-, ПРЕ-

Правило написания этих приставок одно из самых любимых школьниками, и оно также очень простое в запоминании. Написание гласной в них зависит от значения приставок.

Приставка ПРИ- обозначает:
1) приближение, присоединение, прибавление: приехать, приклеить
2) расположение вблизи чего-либо (близость): приморский, приокский
3) неполноту действия (действие выполнено не до конца): приоткрыть, притормозить
Это основные значения приставки при-, но есть еще три более редких значения:
4) законченность действия: придумать
5) действие, выполненное исходя из чьих-либо интересов: припрятать
6) сопутствующее действие:
припрыгивать, приговаривать, пританцовывать, припевать

Приставка ПРЕ- обозначает:
1) близкое по значению к слову "очень": прекрасный (очень красивый)
2) близкое по значению к приставке пере-: преступить (перейти черту), прервать (перервать)

Однако не всегда написание этих приставок определяется перечисленными значениями!

Трудности, которые могут возникнуть:

Случай 1. Различается написание слов, близких по звучанию, но разных по значению:
придать соответствующий вид — предать друга,
притворить дверь — претворить мечту (воплотить),
прибывать вовремя — пребывать в отпуске (находиться),
приступить к работе — преступить закон,
приходящий в гости — преходящий момент (непостоянный),
презреть врага (возненавидеть) призреть сироту (приютить)
преклоняться перед талантами (восхищаться) приклоняться к земле (наклоняться)
превратности судьбы привратник у ворот
предел (граница) терпения придел (пристройка) дома
претерпеть (пережить) притерпеться (привыкнуть) к зною

Случай 2. Правописание некоторых слов с приставками ПРИ-, ПРЕ- следует запомнить или определять по орфографическому словарю. Сюда относятся, например, устаревшие слова, употребляющиеся во фразеологических сочетаниях преткнуться (ус­тар.) — «споткнуться», преткновение — «помеха, затруд­нения», камень преткновения; преставиться (устар.) —«умереть», устроить светопреставление.

Случай 3. Правописание заимствованных слов с при-, пре- в корне рекомендуется определять по орфографическому словарю: престиж, президент, прейскурант, префикс, прецедент; приоритет, привилегия, притязание, приватный, примитивный и т.п.

Перейти к выполнению тренировочных упражнений по заданию 4

 

Домашнеезадание дифференцированное (Задание №4 обязательное, дополнительно выбрать одно из первых трех заданий):

1. Восстановите нужную последовательность приведённых ниже формулировок, чтобы получилось связное высказывание. Восполните пропущенное звено.

  1. Производное слово отличается от исходного словообразовательным аффиксом и дополнительным компонентом значения.
  2. Все слова русского языка делятся на непроизводные и производные.
  3. Непроизводное слово – это слово, ни от чего не образованное, производное – образованное слово.
  4. Словообразовательная пара – центральное понятие словообразования.
  5. Исходное слово – это то слово, через которое можно непосредственно объяснить значение производного слова.
  6. Производное слово образуется от исходного.

Запишите составленное высказывание. Подготовьтесь устно воспроизвести его.

2. Распределите слова по трём группам по способу словообразования.

Безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.

3. Выполните словообразовательный анализ слов: перерыв, (это выражение) бессмысленно, бессмысленно (молчал и улыбался), разглядывать, заглядывать.

4. Упражнения 237, 244 (по УМК по ред. Л.А.Тростенцовой).

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:
Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru