Наши задачи:
знать правило употребления Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа;
уметьнаходить изучаемую орфограмму в слове; правильно писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания;
понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств.
Подготовимся к уроку.
– Какую часть речи мы изучаем?
– Что обозначает глагол?
– На какие вопросы отвечает?
– Дайте полное определение этой части речи.
– Приведите все по одному примеру.
– Как изменяется глагол?
Мы продолжаем изучать самую живую часть речи – глагол. Ведь глагол выражает само действие, а оно сопровождает нас повсюду всю жизнь. Каждое движение, каждое действие, состояние окружающего мира может передать удивительная часть речи – глагол.
Задание 1.
Выборочно запишите только те глаголы, которые обозначают хорошие поступки:
дерётся, дружит, защищает, обманывает, насмехается, прощает, ябедничает, ухаживает.
– Как изменяется глагол?
– Поставьте выписанные вами глаголы в форму 2-го лица единственного числа: ты …
– Какое общее правило правописания объединяет эти слова?
Изучение новой темы.
Правильное написание личных окончаний глаголов 2-го лица единственного числа – один из составных показателей грамотности человека, так как каждому из вас в жизни не раз придётся писать письма друзьям и близким, а в них без слов живёшь, работаешь, учишься, чувствуешь не обойтись.
Наша цель: сегодня на уроке научиться находить глаголы в тексте, определять их лицо и число и писать глаголы 2-го лица единственного числа в соответствии с правилом.
Практическая работа.
Задание 2.
Выполните упражнение 690.
– К каким выводам о правописании окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа привели вас выполненные упражнения?
Задание 3.
Выборочно-распределительный диктант. Записать слова, распределяя их в таблицу.
Сущ. 3-го склонения | Глаголы | Сущ. в форме р. п. мн. числа | Краткие прилагательные |
|
|
|
|
|
|
|
|
С крыш, сыпуч, сгоришь, ерш, увлечь, полночь, колюч, умоешься, душишь, вещь, могуч, будешь, дочь, зависишь, стричь, несешь, пахуч, камыш, малыш, бережешь.
В ы в о д: в каких частях речи после шипящих пишется ь?
Творческое задание.
Письменно объясните иностранному агенту, что значит быть воспитанным, используя следующие слова, ставя их во 2-е лицо единственного лица. Работу сфотографируйте и отправьте учителю на проверку.
Грубить, вопить, глушить, звонить, окружать, ссориться, лезть, толкаться, демонстрировать.
Домашнее задание: §121. Упражнение 693.