Наши задачи:
знать перечень корней с чередованием;
условия выбора букв Е–И в указанных корнях;
различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;
уметь правильно писать слова с чередованием Е–И в корнях;
графически обозначать условия выбора правильных написаний;
разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением;
осознавать эстетическую ценность русского языка;
проявлять уважительное отношение к родному языку.
Прочитайте записанные слова:
разбирать разберу
отпирать отпереть
задирать задеру
вытирать вытереть
замирать замереть
блистать блестеть
расстилать расстелить
выжигать выжег
– Что общего в этих словах? Выделите корни и подчеркните чередующиеся гласные в них. Что заметили?
– А чем эти слова отличаются?
– Как вы думаете: почему? Объясните.
Изучение нового материала.
– Что нам с вами предстоит сегодня узнать? Какой вопрос возникает?
(При каких условиях в корнях с чередованием пишется буква И, а при каких – Е?)
– Обратимся к материалу учебника на с. 112.
– Постарайтесь найти закономерность в написании букв Е–И в корнях.
– Сверим наши выводы с правилом в учебнике (§ 112).
– Назовите опознавательный признак орфограммы.
– Расскажите о правописании корней с чередованием гласных Е–И.
– Как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова?
Давайте выработаем алгоритм наших действий.
Алгоритм.
1. Найти орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне.
2. Выделить корень.
3. Поставить ударение.
4. Вспомнить корни с чередованием и их значения.
5. Проверить наличие или отсутствие суффикса -А- после корня. Графически выделить условие орфограммы.
6. Если после корня есть суффикс -А-, то пишется буква И, а если нет – Е.
Попробуем применить новые знания на практике.
Задание 1.
Образуйте однокоренные глаголы несовершенного вида с буквой И в корне от следующих слов. Запишите, графически объясните условия выбора орфограммы (смотри правило №24).
Протер, заберу, вымерли, придерется, подстелить, отпер, блестел, сжег.
(Проверьте себя по ключу: протирать, забирать, вымирать, придираться, подстилать, отпирать, блистать, сжигать)
Задание 2.
Выпишите слова с изучаемой орфограммой в два столбика: с Е и И в корнях. Графически обозначьте условия выбора орфограммы (смотри правило №24). Вспомните, из каких произведений А. С. Пушкина взяты эти примеры.
На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним.
А хозяюшкой она в терему меж тем одна приберет и приготовит.
Прибежал бесенок, задыхаясь, весь мокрехонек, лапкой утираясь…
Видишь ли ты палку эту? Выбери любую мету...
Задание 3.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Засыпает роза, вся в р_се бл_стя, наступает вечер. Спи мое д_тя!
Все д_рев_я бл_стают в разноцветном убор_. (К. Д. Бальмонт.)
Умремте ж под Москвой, как наши брат_я ум_рали! И ум_реть мы обещали… (М. Ю. Лермонтов.)
Окно захлопнулось со звоном бл_снула молния огнем. (И. А. Бунин.)
Степь раздол_ная д_леко вокруг, широко л_жит, ковылем-тр_вой ра_ст_лается. (А. Кольцов.)
Снег брызгал из-под копыт ком_я снега обж_гали лицо. (М. И. Прилежаева.)
Заж_гают св_тлячки з_л_тые огоньки. (Б. Белова.)
Контроль знаний (на оценку)
Выполнили все задания успешно? Тогда вы справитесь с контрольным заданием.
Выполните упражнение 83 «Буквы Е и И в корнях с чередованием» в электронной тетради.
https://videouroki.net/et/pupil
Подведём итоги работы.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
– Как вы их преодолевали?
– Дайте оценку нашей работе.
Домашнее задание: §112. Упражнение 648 или 649