Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

знать перечень корней с чередованием;

условия выбора букв Е–И в указанных корнях;

различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;

уметь правильно писать слова с чередованием Е–И в корнях;

графически обозначать условия выбора правильных написаний;

разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением;

осознавать эстетическую ценность русского языка;

проявлять уважительное отношение к родному языку.

 

 

Прочитайте записанные слова:

 

разбирать разберу

отпирать отпереть

задирать задеру

вытирать вытереть

замирать замереть

блистать блестеть

расстилать расстелить

выжигать выжег

 

– Что общего в этих словах? Выделите корни и подчеркните чередующиеся гласные в них. Что заметили?

– А чем эти слова отличаются?

– Как вы думаете: почему? Объясните.

 

Изучение нового материала.

 

– Что нам с вами предстоит сегодня узнать? Какой вопрос возникает?

 

(При каких условиях в корнях с чередованием пишется буква И, а при каких – Е?)

 

– Обратимся к материалу учебника на с. 112.

– Постарайтесь найти закономерность в написании букв Е–И в корнях.

 

 

– Сверим наши выводы с правилом в учебнике (§ 112).

– Назовите опознавательный признак орфограммы.

– Расскажите о правописании корней с чередованием гласных Е–И.

– Как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова?

 

Давайте выработаем алгоритм наших действий.

 

Алгоритм.

1. Найти орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне.

2. Выделить корень.

3. Поставить ударение.

4. Вспомнить корни с чередованием и их значения.

5. Проверить наличие или отсутствие суффикса -А- после корня. Графически выделить условие орфограммы.

6. Если после корня есть суффикс -А-, то пишется буква И, а если нет – Е.

 

Попробуем применить новые знания на практике.

 

Задание 1.

Образуйте однокоренные глаголы несовершенного вида с буквой И в корне от следующих слов. Запишите, графически объясните условия выбора орфограммы (смотри правило №24).

 

Протер, заберу, вымерли, придерется, подстелить, отпер, блестел, сжег.

 

(Проверьте себя по ключу: протирать, забирать, вымирать, придираться, подстилать, отпирать, блистать, сжигать)

 

Задание 2.

Выпишите слова с изучаемой орфограммой в два столбика: с Е и И в корнях. Графически обозначьте условия выбора орфограммы (смотри правило №24). Вспомните, из каких произведений А. С. Пушкина взяты эти примеры.

 

На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним.

А хозяюшкой она в терему меж тем одна приберет и приготовит.

Прибежал бесенок, задыхаясь, весь мокрехонек, лапкой утираясь…

Видишь ли ты палку эту? Выбери любую мету...

 

Задание 3.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Засыпает роза, вся в р_се бл_стя, наступает вечер. Спи мое д_тя!

Все д_рев_я бл_стают в разноцветном убор_. (К. Д. Бальмонт.)

Умремте ж под Москвой, как наши брат_я ум_рали! И ум_реть мы обещали… (М. Ю. Лермонтов.)

Окно захлопнулось со звоном бл_снула молния огнем. (И. А. Бунин.)

Степь раздол_ная д_леко вокруг, широко л_жит, ковылем-тр_вой ра_ст_лается. (А. Кольцов.)

Снег брызгал из-под копыт ком_я снега обж_гали лицо. (М. И. Прилежаева.)

Заж_гают св_тлячки з_л_тые огоньки. (Б. Белова.)

 

Контроль знаний (на оценку)

 

Выполнили все задания успешно? Тогда вы справитесь с контрольным заданием.

 

Выполните упражнение 83 «Буквы Е и И в корнях с чередованием» в электронной тетради.

https://videouroki.net/et/pupil

 

Подведём итоги работы.

 

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Дайте оценку нашей работе.

 

Домашнее задание: §112. Упражнение 648 или 649

Урок 146. Буквы Е - И в корнях с чередованием

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru