Наши задачи:
Познакомиться с понятием о героическом эпосе;
Рассмотреть особенности изображения героев и героических подвигов в «Илиаде»;
Изучить художественные особенности описания щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни;
Научиться анализу различных форм выражения авторского отношения к героям;
Найти общее и различное в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества.
Понятие о героическом эпосе.
Работа со словарём литературоведческих терминов:
Найдите определения словаре:
эпическое произведение, эпопея, сказание, героическое сказание, мифы, легенда.
- Какие термины вы не нашли в словаре литературоведческих терминов в учебнике?
- К каким справочникам и словарям вы обратились дополнительно?
- Что характерно для героического эпоса?
Составьте план ответа на этот вопрос, используя статьи учебника о поэмах Гомера.
Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде»
Мы уже познакомились со статей учебника «Значение поэм Гомера» и «Несколько слов о содержании поэм Гомера „Илиада“ и „Одиссея“».
Ответим на несколько вопросов:
- Почему поэмы так называются?
- Какова историческая основа гомеровского повествования, причины и исход Троянской войны?
- Как Троянская война представлена в греческой мифологии?
- Почему Гомер объясняет происходящее с позиций мифологического сознания, божественной воли?
Особенности языка и стиля.
Понятие о гекзаметре.
Вы уже обратили внимание на то, что поэмы написаны в совсем непривычном для нас стиле. Причина в особом слоге, предназначенном для чтения поэм перед слушателями как бы нараспев.
Гекзаметре – особом стихотворном размере античных поэтов.
Гекзаметром называют древнейшую форму стиха, известную еще с античности. Это 6-стопный дактилический метр с цезурой после 7-го слога и сокращенным окончанием на один слог.
Схема:
‘_ _ / ‘_ _ / ‘ // _ _ / ‘_ _ / ‘_ _ / ‘_
Гекзаметр был самым распространенным метром в античной поэзии, именно им были написаны «Одиссея» и «Илиада». Именно поэтому гекзаметр также называют эпическим и героическим стихом.
История
Гекзаметр – это метрический стих, который возник примерно в 8 веке до н. э. в Древней Греции. Ученым до конца не известно, как возник этот размер. Существует предположение о заимствованном характере гекзаметра. Согласно самому распространенному мнению, этот метр возник под влиянием более древних поэм.
Изначально стихи, сложенные по законам гекзаметра, не записывались, а передавались из уст в уста. Согласно мифам, эта форма стиха была создана древнегреческим богом Аполлоном, а распространила ее по земле дочь бога Фемоноя, дельфийская пифия. Поэтому неудивительно, что поначалу гекзаметр использовали только в богослужебных церемониях, например при составлении речей оракулов и религиозных гимнов. Часто такие стихи произносились под аккомпанемент музыкальных инструментов.
Практическая работа.
Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни
Прочитаем фрагмент из поэмы «Илиада» — описание щита Ахилла.
Задание 1. Описание центральной части щита (стихи 478—489-й).
- Как греки представляли себе устройство Вселенной?
Задание 2. Описание греческого города в мирное время (стихи 490—508-й).
- О каких характерных событиях из жизни древних греков узнаёт читатель, знакомясь с описанием первого города?
- Сделайте вывод о мирной жизни ахейцев.
Задание 3. Описание греческого города в период войны (стихи 509—540-й).
- Докажите, что вооружённые столкновения были неотъемлемой частью жизни греков.
- Каковы были причины их конфликтов?
Задание4. Описание мирного труда ахейцев: пахота, жатва, сбор винограда (стихи 541—589-й).
- Почему картины сельского труда сопровождаются описанием пения, плясок и игры на музыкальных инструментах?
- Какое настроение вызывают у читателя эти картины?
- Каков пафос авторского повествования?
Задание 5. Описание отдыха древних греков (стихи 590—606-й).
- Как автор вызывает эстетическое наслаждение у зрителей, наблюдающих за пляской греческих юношей и девушек?
Задание 6. Описание крайней части щита Ахилла и его других доспехов (стихи 607—617-й).
- Почему на краю щита был изображён Океан, названный рекой?
- Как в этой детали отразились представления греков о географии своей страны?
- Что, кроме щита, входило в военное обмундирование греческого воина?
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
- Каковы взгляды Гомера на жизнь ахейцев? Какова его оценка занятий древних греков?
- В чём особенности античного восприятия жизни?
(Указание на место человека в коллективе, превосходство общего над личным, индивидуальным.)
- Каково отношение Гомера к Троянской войне?
(«Илиада» — это часть троянской мифологии и истории (десятого года Троянской войны). Гомер осуждает войну, называя воюющих людей лишь пешками в руках богов. Симпатии автора не на стороне Ахилла, вступающего в бой ради мести, а на стороне Гектора, защищающего свою Родину. По мысли автора, человек должен быть гражданином своего города, страны, обладать острым чувством Родины, являться частью общего дела, иначе он достоин только осуждения и презрения.)
- Каковы особенности содержания и стиля «Илиады»?
(Особенность поэмы Гомера — в объективном изображении жизни, когда внимание сосредоточено на внешней стороне событий. Человек Античности осознаёт постоянство жизни и царящих в ней законов, и, чтобы стать героем, он должен им подчиниться. Отсюда неторопливость, медлительность и величавость рассказа о событиях, изображение самых характерных и существенных эпизодов жизни людей. Гомер с глубоким чувством трагизма рисует гибель лучших воинов: Патрокла, Гектора, скорбь Менелая и Приама. В поэме не мирный труд сравнивается с войной, а военный быт проясняется картинами мирной жизни. Примером мифологического сознания греков становится и тот факт, что всё в мире происходит по воле богов, которые вершат человеческие судьбы.)
- Что характерно для языка «Илиады»?
(Необычен язык поэмы, полный повторов, неожиданных эпитетов и сравнений, гекзаметров, сочетающих в себе вековые традиции эпоса и певучую речь исполнителей.)
Домашнее задание: Учебник, с. 202–216, «Одиссей на острове циклопов. Полифем» (чтение). План отрывка «Одиссей на острове циклопов. Полифем» составить, сфотографировать и отправить на проверку.