Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши цели:

повторить термины «лирика», «изобразительно-выразительные средства»,

понять «Что описывают поэты?», «Чем рисуют поэтические образы?», «Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?»

 

 

Не привыкайтек чудесам-

Дивитесь ими, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь!

 

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам!

Прикладывайтесь к родникам-

Ничто не повториться!

 

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье,

Всё будет так и всё не так

Через одно мгновенье!

 

Добрый день!

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Тема урока необычная:

 

Урок развития речи «Лирика. Что? Чем? Зачем?»

 

Вы уже прочитали наши цели?

Значит, вам уже известно, что мы должны ответить на ряд вопросов?

 

Повторение ранее изученного

 

Ответьте на вопросы самостоятельно, только потом проверьте себя по подсказкам.

 

- Что такое лирика как род литературы?

 

Лирика – род художественной словесности, основным признаком которого считается изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отраженных в душевном состоянии, субъективном переживании какого-то определенного момента.

 

- Кого мы называем лирическим героем?

 

Лирический герой – часто сам автор (Я, Мы и все формы, указывающие на первое лицо); рассказчик (позиция автора).

 

- Что означает выражение «настроение лирического героя»?

 

Настроение лирического героя – чувства, переживаемые лирическим героем (воспевающее, восторженное, грустная радость, любование, насмешливое, нетерпеливое ожидание, печальное, прославляющее, радостная грусть, светлое, торжественное, тревожное…(см. словарь настроений) по поводу…)

 

- Через что лирический герой передаёт свои чувства и настроение?

 

Через изобразительно-выразительные средства

 

Изучение нового материала.

 

Давайте вспомним известные нам изобразительно-выразительные средства.

-

Что для этого мы должны сделать?

 

(назвать термины и дать определения)

 

Олицетворение – троп, состоящий в перенесении человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Например: О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?
 

Эпитет - художественное, образное определение, вид тропа. Например: веселый ветер,
мертвая тишина, черная тоска.

 

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например: крыло самолета (ср.: крыло птицы, т.е. крыло самолёта похоже на крыло птицы).
 

Сравнения – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Например: Грачи мелькали как сеть.

 

Применим полученные знания на практике.

 

Задание.

Найдите указанные изобразительно-выразительные средства в стихотворных строчках.

 

Какова цель этого задания?

 

Текст

Изобразительно-выразительные средства

1.Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

А. Ахматова

эпитет

2.Побледневшие звезды дрожали,
Трепетала листва тополей...В. Брюсов

Эпитет, олицетворение

3.Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно...

О.Мандельштам

Эпитет, олицетворение

4.Ольха цветет, надеется, зовет,
Еще не зная страшного подвоха...

В.Солоухин

Олицетворение

5.Губы веющего ветра
Ищут, что поцеловать...В. Брюсов

метафора

6.По мокрым скверам проходит осень,
Лицо нахмуря!

Н.Рубцов

метафора

7.Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн...В. Брюсов

сравнение

8.А неба свод, глубоко-синий, -
Как купол, увенчавший храм!

В Брюсов

9. Намокшая воробушком

Сиреневая ветвь

Б.Пастернак

сравнение

10.И с каждой буквой из моей строки
Крапивой лезет жгучая досада...К. Спицына


11.Ползут года улиткой склизкой,
Знать, умереть придется здесь...В. Солоухин

Творительный сравнения

12. И звенят-звенят, звенят-звенят запястья… (М.Цветаева).

Лексический повтор

13. Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке …

М.Цветаева

Анафора (одинаковое начало строк)

 

Обратимся к тексту

«Подснежник» Екатерины Серовой. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

 

Задание.

Найдите изобразительно-выразительные средства, докажите свою точку зрения. Прокомментируйте выбранные поэтом конструкции предложений.

Подсказка: Изобразительно-выразительные средства выделены цветом, каждый своим.

 

Работу проведите в тетради, результат сфотографируйте и отправьте учителю на проверку.

 

1в.Выглянулподснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик, посланный весной.


2в.Пусть еще над лесом властвуют снега,
Пустьлежат под снегом сонныелуга,


3в.Пустьна спящей речке неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет.

 

 

Где потребуются полученные знания?

Умение определять изобразительно-выразительные средства, настроение лирического героя потребуются при анализе лирического произведения.

При этом «продвинутые» ученики пользуются планом анализа.
(Сохраните его у себя!)

 

План анализа лирического текста.

Вспомните, о чём надо сказать, чтобы получился рассказ о стихотворении?

1.Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?

2.Настроение стихотворения.

3.Как выражается настроение в стихотворении?

4. Как оно построено?

5.Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).

6. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)

7.Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

8.Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?

9.Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.

10.Личное впечатление от стихотворения.

 

При анализе стихотворения удобно пользоваться клише (заготовками).

 

В стихотворении: (автор, название) говорится о……

Стихотворение пронизано ….. (каким?)настроением. Настроение меняется (как?) на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на части, так как ……… Звучание стихотворения создаёт ритм, ассоциации с …..(чем?)

  • стихотворении мы словно слышим звуки (какие?. Через что?) Поэт хочет запечатлеть(нарисовать) словами (что?)…. Для создания настроения автор (поэт) использует (какие ИС?) С помощью звукописи поэт даёт нам возможность увидеть (услышать)…..

Используя ….., поэт создаёт образ :….. Лирический герой этого стихотворения представляется мне …… ,ассоциируется с …...

Особенно меня привлекает в стихотворении ……..

 

Как выглядит анализ стихотворения в готовом виде?

 

Стихотворение Екатерины Серовой «Подснежник» - весенняя пейзажная зарисовка. В самом названии текста заявлен образ «Подснежника». Автор текста использует сравнения первого весеннего цветка «с разведчиком». Ещё более ярко подчёркивает особенную функцию быть «гонцом весны». Глагол «выглянул» создаёт шаловливо - весёлое настроение, вместе с тем прилагательное «маленький» подчёркивает упорство цветка пробиться сквозь «полутьму лесную». Несмотря на то, что олицетворение «властвуют снега», говорит нам о нежелании зимы уступать весне дорогу.

Настроение меняется, усиливается утвердительный тон повествования «Раз пришёл разведчик, и весна придёт».

Поэтесса Е.Серова использует множественные олицетворения природной картины: прорисованы образы подснежника, весны, снега, луга, речки; метафоры: выглянул подснежник, разведчик, посланный весной.

Звукопись(аллитерация) помогает услышать бурление ручейков, треск льда на речке [гл-л-дснж-к-р-зв-дч-с-с-ш].

Лирический герой этого стихотворения представляется мне обрадованно удивлённым появлению «разведчика весны». Он рад, воодушевлён и уверен (анафора «пусть» троекратное повторение утвердительно ), что весна наступит в срок.

Особенно меня привлекает образ подснежника-разведчика.

 

Подведём итоги урока.

 

Итак, тема нашего урока «Лирика. Что? Чем? Зачем?», прежде чем записать домашнее задание, давайте ответим на вопросы, заявленные в теме урока:

 

- Что описывают поэты?

- Чем рисуют поэтические образы?

- Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?

 

- Что вам сегодня в новой теме запомнилось?

- Чему вы научились?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

 

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…».

Урок 88. Анализ лирического произведения.
"Лирика. Что? Чем? Заем?"

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru