Цели:
подчеркнуть любовь Абрамова к деревне, ее жителям, где зарождались и складывались национальная культура, нравственность, любовь ко всему живому;
привлечь к обсуждению авторского призыва к гуманному отношению к тому, что нас окружает.
Слово о Ф. Абрамове.
– В своем интервью в день 60-летия Абрамов говорил: «Я повторяю, мне выпало действительно счастье остаться в живых...». Уйдя с третьего курса Ленинградского университета на фронт, он получил тяжелое ранение в ноги. Женщина-доктор, которая его оперировала, спасла ему их. Он счастлив, но он не забыл тех студентов, талантливых, одаренных, которые полегли на поле боя.
Вторым счастьем он считает то, что родился в деревне. И в своих романах, повестях, рассказах он писал о деревне, о человеке-труженике, проявляя к нему уважение.
Абрамов любил все живое, особенно любил лошадей, потому что в тяжелые годы, в тяжелые времена они были опорой всей крестьянской жизни.
Прочитайте статью учебника на стр.165 - 166.
Чтение и анализ произведения.
Прочитали рассказ?
Если нет, по ходу чтения ответьте на вопросы.
– Куда уносили автора воспоминания детства, когда с бугра он спускался на луг?
– Какое чувство испытывал автор, когда останавливался возле них?
– Какая картина вызвала у автора чувство жалости? Зачитайте.
– Что бы вы сказали конюху Николке?
– Почему Рыжуха, обычно радовавшаяся приходу автора, теперь смотрела на него безучастно, даже хлеб из его рук не брала?
– Для чего автор вводит в рассказ сказочные элементы?
– Зачитайте строчки (выборочно) о том, как кормили лошадей, лелеяли, скребли, чистили.
– «В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег?» Как объяснить? Какие мысли возникают, когда вы читаете повествование про жеребца Карька?
– Как чувствовал себя автор после встречи с лошадьми?
Вы дочитали рассказ. Согласны ли со следующей точкой зрения:
Автора беспокоит обнищание человеческой души, бывшей когда-то щедрой и широкой, делившейся со слабым последним куском хлеба.
Подведём итоги нашего аналитического чтения.
– Какова главная тема произведений Абрамова?
– Какие раздумья вызвал у вас рассказ?
– В какой мере он обращен ко всем нам?
Домашнее задание: прочитать вступительную статью «Из автобиографии», с. 174–176, рассказы Е. Носова «Кукла», с. 176–181, «Живое пламя», с. 182–185; и ответить на вопрос: Что питает «писательское вдохновение» и что является неизменной темой писателя Е. И. Носова?