Наши задачи:
познакомиться с биографией писателя;
отметить гуманизм в рассказах писателя, легкий юмор;
совершенствовать навыки аналитической работы с текстом.
Изучение нового материала.
– Некоторые американские писатели уступают требованиям издательств, журналов, которые настаивали на непременно счастливых концах и описаниях радужных картин американской жизни. Один из таких писателей – О. Генри (псевдоним Вильяма Сиднея Портера).
– Почти все его рассказы оканчиваются счастливо, а героев очень часто ждут нечаянные удачи. Развязки его произведений настолько неожиданны, что, как ни старается читатель предугадать конец и поступки героев, он всегда попадает впросак: автор поистине неистощим в своей изобретательности.
Помните веселый фильм «Вождь краснокожих»? Два жулика похитили 10-летнего сынишку у богатого гражданина, надеясь получить богатый выкуп. Мальчишка же ничуть не обеспокоен этим происшествием и с большим увлечением играет в индейцев; пещера, где его спрятали, очень подходит для игры. Своими выдумками и проделками озорной «вождь краснокожих» настолько замучил похитителей, что они в конце концов согласились сами заплатить большие деньги его отцу, чтобы как-нибудь избавиться от мучителя.
В рассказе «Родственные души» грабитель забирается в квартиру богача. Оба героя – и грабитель, и его жертва – страдают ревматизмом. Рассказ оканчивается самым неожиданным образом: забыв обо всем, вор затевает с богачом длинный дружеский разговор о том, как лучше избавиться от проклятой болезни, и тянет свою «жертву» в кабачок, чтобы угостить его за свой счет, потому что «только спиртное и может помочь».
Однако в произведениях О. Генри нельзя не заметить большой любви автора к простым людям Америки – фермерам, ковбоям, клеркам, продавцам, к тем, кого называют «маленькими людьми» в мире, где правит «большой бизнес». Именно в этой любви – источник теплого, мягкого юмора писателя.
Кто же он такой, Вильям Сидней Портер?
Работа по учебнику.
Прочитайте статью Ф. Золотаревской (с. 255), составьте план для пересказа.
Общий анализ рассказа «Дары волхвов».
– С кем мы знакомимся в этом рассказе?
– Каковы условия их жизни? Доходы? Как понимаете: «Красноречиво молчащая бедность»?
– Какой вопрос мучил женщину?
Аналитическое чтение «Делла».
– Зачитайте диалог Деллы с мадам (со слов «Не купите ли мои волосы...») в поисках подарка для Джима.
– Почему именно платиновая цепочка была куплена?
– Что беспокоило Деллу?
Аналитическое чтение «Джим».
– Зачитайте со слов «Его глаза остановились на Делле... странного выражения».
– Как бы вы объяснили этот взгляд? О чем он говорил?
– Почему он оцепенел?
– Почему рассказ называется «Дары волхвов» (мудрецов, кудесников)?
– Прочитайте последний абзац. В рассказе автор использует юмор. Где?
Словарная работа.
Юмор – смех веселый и доброжелательный (с. 312).
Вывод. авторское повествование легкое, не лишенное интереса и легкого юмора; но автор смеется не над героями, а над сложившейся ситуацией; героями он восхищается и нас заставляет полюбить их: они легко расстаются с тем, что им дорого, они пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами.
Итог урока.
– Понравился ли рассказ?
- Ждали ли вы такой развязки?
Домашнее задание: прочитать рассказ Рэя Брэдбери «Каникулы».
ПЛАН (примерный)
1) Детские годы писателя.
2) Девять лет учебы и страсть к чтению.
3) Ранняя трудовая деятельность.
4) Тяга к иностранным языкам.
5) Творчество писателя – источник добра и человечности.