Наши задачи:
обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол» (морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы).
формировать умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения, культуры учебного труда,
развитию аналитической и обобщающей деятельности (анализа, синтеза, обобщения), навыков самооценки, речи;
содействовать воспитанию чувства ответственности
Мотивационный момент.
Прочитайте отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева «Море и утес».
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот...
– Какую картину вы представили, читая это четверостишие?
– С помощью какой части речи Ф. И. Тютчеву удалось передать картину бушующего моря?
– Тема урока – «Повторение и обобщение по теме «Глагол».
Работа по теме урока.
Задание 1.
Работа по учебнику.
Проведите повторение орфограмм (правописание ь в глаголах 2-го л., ед. ч., безударных личных окончаний глаголов, существительных 3-го скл., глаголов в неопред. форме (упражнение 589).
Задание 2.
– Продолжите предложения. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм. Какой темой объединены предложения (тся – ться, возвратность, спряжение)?
1. Тот, кто труда (не)бои_ся, тот умеет труди_ся.
2. Дело мастера бои_ся.
3. Человек по делу узнае_ся.
4. По труду и честь воздае_ся.
5. Надо труди__ся, (не) надо ленит__ся.
6. Кто хочет от жизни толку доби__ся, тот должен много труди__ся.
Лингвистический эксперимент: работа с текстом.
– Впишите 5 глаголов из текста в таблицу и разберите их.
Глагол | Вид | Спряжение | Возвратность | Наклонение | Число | Род | Лицо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ольха
Апрель – это месяц весенних первоцветов. Днем сильно греет лучистое солнце, торопливо бегут ручьи. А ночью земля стынет.
Посветлели кроны ольхи. На них видно много сережек. Они всю зиму висели на растениях и заметно выросли за теплые весенние дни.
Ольха из деревьев зацветает первой. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.
В шишечках находятся семена, созревают они только осенью и долго остаются на дереве, осыпаются только в конце зимы.
Ольху встретишь во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах.
Ольху очень ценят врачи. Ее шишечки, кору и листья с успехом применяют в медицине.
(По И. Балбышеву.)
– К какому типу речи относится текст?
– Проследите, как с помощью глаголов описывается ольха. Выпишите глаголы, которые описывают ольху, и определите их вид.
– В каком времени употреблены записанные глаголы? (
– Как изменяются глаголы?
Дифференцированная работа.
Выберите только один вариант дифференцированной работы.
1) Задание на оценку «5».
– Используя данную лексику, напишите сочинение-миниатюру на тему «Весенний дождь».
Шумит, звенит, шуршит по листьям, струится, стекает, прыгает, пляшет.
2) Задание на оценку «4».
– Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.
Бушу_т в поле (не)погода. По небу стел_тся н_кие т_желые обл_ка. Ярос_ные порывы ветра гон_т по дорогам снег. Но это (не)пугает партизан. (Не)нависть к фашистам с_брала их в глух_м л_су.
Во многих ср_жениях вместе с п_ртизанами участв_вал Коля Зайков. Сейчас он пр_бежал из бл_жн_й д_ревн_ и докладывает к_мандиру, что он вид_л на д_рог_ немецкие танки. П_ртизаны рас_читывают ун_чтожить их внезапным ударом.
Итог урока.
– Предлагаю письменно продолжить неоконченные предложения:
• Я вспомнил, что…
• Я понял…
• Вызвало затруднение…
• Нужно выучить…
Домашнее задание: Упражнение 589 или 592.
Ключи к работе с текстом.