Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

 

Задачи:

формировать представления о Г.Тукае как выдающемся татарском поэте;

ознакомиться с фактами из биографии поэта,

выявить главных темы его творчества;

увидеть богатство и своеобразие художественного мира поэта.

 

Поведаю все беды, не тая, тебе одной, о Родина моя!

Иван Надеждин

В нашей стране вместе с русской необычайного расцвета достигла литература других народов. Литература народов России очень богата и многообразна. Она чрезвычайно многоголоса. Ее представители разговаривают на многих языках наций и народностей России. Многие поэты и писатели знают русский язык и пишут свои произведения на русском. Произведения других переводятся. Многие имена мы прекрасно знаем с детства: Чингиз Айтматов, Муса Джалиль, Расул Гамзатов, Кайсын Кулиев, Бэлла Ахмадулина и многие другие. Имя Габдуллы Тукая, замечательного поэта Татарстана, представителя российской поэзии, также дорого нам. Сегодня познакомимся с его биографией и творчеством.

 

Наша страна состоит из областей, краев и республик, которые официально называются субъектами Федерации. Найдите на карте нашу область (край, республику).

Знаете ли вы, где находится Татарстан? Как называется столица этой республики? Что вам известно об этом крае?

 

Изучение нового материала.

 

Самостоятельное знакомство со статьей учебника, посвященной биографии Габдуллы Тукая, составьте план для подробного пересказа статьи (с. 169–170).

 

План пересказа (примерный)

1. Деревенское детство поэта.

2. Учеба в медресе.

3. Первые стихи и поэма-сказка «Шурале».

4. Тематика стихотворений Габдуллы Тукая.

– Послушайте пересказ статьи и ответьте: каким человеком вы увидели Габдуллу Тукая?

 

Стихотворение «Родная деревня».

 

Прочитайте стихотворение.

 

Словарная работа.

Отрада– удовольствие, радость.

Отрадно – приятно.

Коран – священная книга.

Пророк– избранник Бога, открывающий его волю и смысл истории – прошлое, настоящее, будущее.

 

Ответьте на вопросы с помощью цитирования:

 

– Каково общее впечатление от стихотворения?

– Какие картины памятны лирическому герою? Почему?

– Какие мысли и чувства вкладывает поэт в название стихотворения?

– Какие стихи о родной деревне у других поэтов вы знаете? Чем они схожи со стихотворением Габдуллы Тукая?

 

Стихотворение «Книга».

 

Прочитайте стихотворение.

 

Ответьте на вопросы:

– Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

– Какие интонации звучат в нем?

– Как вы понимаете выражение «нетленные страницы шелестят»? (Нетленные– никогда не исчезающие, вечные.)

– Какие средства художественной выразительности помогают поэту донести свои мысли и чувства?

– Какие метафоры, сравнения, эпитеты вы считаете находкой Габдуллы Тукая?

– Почему поэт так благодарен книге?

– Верите ли вы в спасительную силу книги?

 

Практическая деятельность: сравнительный анализ стихотворений о малой родине

 

О литературном даровании Нины Артемовой заговорили сразу после появления ее первых стихотворений. Учитель по профессии, журналист, победитель многих творческих конкурсов, человек открытой души, Нина Артемова щедро делится с читателем своими раздумьями о прошлом, настоящем и будущем своей малой родины. Первая книга стихов «Рябина сладкая, рябина горькая» (2005) Нины Ивановны Артемовой стала замечательным событием в культурной жизни Межевского района Костромской области. Имя поэта Н. Артемовой широко известно жителям области по публикациям в газетах, журнале «Губернский дом», в литературном сборнике «Кострома». Она является другом литературного клуба «Эврика» Межевской средней школы, где состоялся вечер – портрет Н. Артемовой «Поэзии душа открыта». Проходят с ее участием поэтические вечера и встречи с творческими людьми района и области. Кажется, что любовь к родному краю у поэта Н. Артемовой безгранична, боль за него остра и неизбывна, вера в людей тверда. На малой родине Меже все дорого поэту: и вкус «ароматного хлеба Березиных», и куст смородины, песня соловья, яблоневый цвет – «поэзии святые родники».

Родина

Родина. Моя родина.

Легкий в лесу ветерок.

Черная кисть смородины.

Сладкий березы сок.

Словно лечу семикрылая,

Так на душе светло.

Нет, ничего не забыла я,

Былью не поросло.

Все те же пролески, сосенки,

Полей необъятных размах.

В высокой лазури – просини,

Кочует метель в облаках.

Дым над сутулыми крышами,

На окнах герани цветы,

А за околицей рыжиков

Встали грибные мосты.

На елях лишайники проседью

Состарили, видно, года.

Красою природы неброскою

Прикована я навсегда.

Места нет ближе на свете мне,

По первому зову примчусь.

Родина – милая, светлая,

Радость моя ты и грусть.

В Селезнево, Батаево, Родино

Я незваною гостьей приду.

Черноглазая встретит смородина,

Да журавль на заросшем пруду.

Никого... Как Мамаем проехано.

Пепелища... Заброшенный край.

Лишь на печке для глаза утехою

Полыхает огнем иван-чай,

Приглашает по-русски, бесхитростно.

Обжигает во рту кипяток.

В дырах окон цветы беззащитные –

И радушья, и горя комок.

Вспомню хлеб ароматный Березиных.

Нет, такого сейчас не пекут.

На дымящие ломти порезанный,

Да еще свежим медом польют.

В одиночестве тихо обедаю.

Болью в сердце щемит тишина.

Позабыта, повенчана с бедами

Ты, родная моя сторона.

Для кого-то край дикий, неприбыльный,

Для меня же нет ближе земли.

Барышей не считая и прибыли,

Дарят мед мне душистый шмели.

 

План сравнительного анализа (примерный)

1. Чем отличается настроение в этих стихотворениях?

2. Какие мысли и чувства передают авторы стихотворений через лирическое «Я»?

3. Какие образы запечатлелись для поэтов на всю жизнь?

4. Что сближает этих двух авторов, что остается разным?

5. Мысли и чувства кого из авторов вам ближе, почему?

 

Итог урока.

Итак, мы познакомились с одним из выдающихся поэтов, представляющих литературу Татарстана, Габдуллой Тукаем. Хотя на долю поэта выпало много тягот, трудностей, страданий, но его всегда вдохновляла любовь к Родине. Только ей он мог поведать свои самые сокровенные мысли. Недаром в словах эпиграфа к уроку заложена именно эта мысль: «Поведаю все беды, не тая, тебе одной, о Родина моя!». Поэт любит свою землю, людей, живущих на ней, преображающих ее, продолжающих традиции предков, развивающих родной татарский язык. Габдулла Тукай ощущает себя глашатаем своего народа, его голосом и совестью.

 

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие мысли особенно дороги поэту, почему?

– Чем привлекательна для вас поэзия Габдуллы Тукая?

 

Домашнее задание.

С.170 - 171 выразительное чтение (по выбору). Снимите видеоролик с вашим выразительным чтением стихотворения и отправьте учителю..

Вопр. 1,2 на стр.172.

 

План пересказа (примерный)

1. Деревенское детство поэта.

2. Учеба в медресе.

3. Первые стихи и поэма-сказка «Шурале».

4. Тематика стихотворений Габдуллы Тукая.

– Послушайте пересказ статьи и ответьте: каким человеком вы увидели Габдуллу Тукая?

Урок 83. Габдулла Тукай. 
Слово о татарском поэте. 
Стихотворения "Родная деревня", "Книга".
Любовь поэта к своей малой Родине. Книга в жизни человека.

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru