Наши задачи:
развивать письменную речь;
развивать умение составлять рассказ;
развивать умение соблюдать основные нормы современного русского литературного языка;
развивать умение владеть разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой;
воспитывать своё уважительное отношение к родному русскому языку.
– Сегодня на уроке мы будем писать сочинение-рассказ на тему «Соблюдайте чистоту!».
Но для начала давайте определимся, к какому типу текста мы его отнесем: повествованию, описанию, или рассуждению. Обоснуйте свое мнение.
Поработаем с иллюстрацией.
– В задании упражнения 561 предложена последовательность, в которой нужно вести повествование. Но прежде чем выбрать вступление, обратимся к рисунку.
– Какая ситуация отображена на рисунке?
– Где происходит это действие?
– Умеет ли мальчик клеить плакаты? Докажите.
– Итак, перечислите все, что можно сказать о мальчике.
Поработаем над содержанием текста.
– Можем ли мы, опираясь только на рисунок, охарактеризовать личностные качества мальчика?
– Что нам поможет дать ему характеристику?
В этом нам помогут вступления.
Мы можем обратиться к упражнению 517, изменив содержание текста. В этом случае продолжим повествование о приключениях Стёпы.
– Сформулируйте мораль получившегося рассказа.
Обратите внимание, во втором тексте повествование ведется от первого лица, можно сделать вывод, что Стёпа самокритичен.
– Из текста упражнения 560 подберите пословицу, которая больше всего соответствует вашему заключению в рассказе.
Составление плана сочинения-рассказа.
– Постройте структуру, по которой вы будете вести повествование.
Вспомните, что повествовательный текст (рассказ) имеет свои композиционные части:
Самостоятельная работа (написание сочинения).
Составьте сочинение-рассказ, используя материал упражнения 561, и запишите его в черновик.
Проверьте,
Итог урока.
– С какими трудностями вы встретились при создании сочинения-рассказа?
– Что помогло вам успешно справиться с трудностями?
Домашнее задание: допишите сочинение и отправьте его учителю на проверку.